Site icon Тайшет24

Наши победители. Дмитрий Евдокимович Харин

Дмитрий Харин родился 5 ноября 1923 года в крестьянской семье Харина Евдокима Васильевича (1875 года рождения) и Марии Тимофеевны (1877 года рождения) в дер. Лапино Красноярского края. Учился в школе села Шелаево Иркутской области – в шести 6 километрах от родной деревни – все дети там учились, хотя это и был другой административный район.

После окончания Шелаевской школы Дмитрий поступил в Канское педагогическое училище. После второго курса 8 января 1941 года был призван Канским военкоматом в ряды Красной Армии и направлен на учёбу в Омскую военную авиационную школу пилотов.

Там он проходил обучение учился с февраля 1941 по март 1943 года. В то тревожное предвоенное время лучших студентов нередко направляли в военные училища для укрепления Красной Армии молодыми кадрами.

В авиашколе был старшиной звена, по окончании учёбы получил звание младшего сержанта.

В июне 1943 года прибыл на фронт. Местом его службы стал 23-й гвардейский авиационный полк дальнего действия 53-й авиадивизии дальнего действия. После стажировки ему было присвоено звание младшего лейтенанта, и он летал в должности пилота бомбардировщика дальнего действия. В боевых вылетах начал принимать участие с июля 1943 года.

В июле-октябре 1943-го полк принимал участие в Орловско-Курской и Белгородско-Харьковской операциях, а 1944 год встречал на новом месте базирования – под Ленинградом.

Как разместить рекламу на этом сайте

В течение января-марта 1944-го в составе соединения он решал две главные боевые задачи: содействовал войскам Ленинградского и Волховского фронтов в прорыве блокады города, а также обеспечивал выполнение решения Верховного Главнокомандования Красной Армии по выводу из войны одного из самых преданных союзников фашистского рейха – Финляндии.

Решая эти задачи, экипажи авиаполка наносили бомбардировочные удары по артиллерийским позициям врага, сосредоточениям его живой силы и техники в пунктах Беззаботный (20 км юго-западнее Ленинграда), Красное Село, Красногвардейск, Пушкин, Ропша, Выру, Нарва, Таллин. Их воздействию подвергались железнодорожные узлы и станции с многочисленными эшелонами противника – Сиверская, Тарту, Псков, Нарва, Тапа.

Экипажи держали курс и на военно-промышленные центры Финляндии – Хельсинки, Котку и Турку. Бомбардировке были подвергнуты военно-промышленные объекты противника, железнодорожный узел, порт и центральная часть города. В результате бомбежки по наблюдению экипажей наших самолетов возникло более 30 пожаров, сопровождавшихся сильными взрывами.

В марте 1944 года 23-й авиаполк перебазировался на аэродром Приютино (Смольное) под Ленинградом. Отсюда экипажи 23-го гвардейского продолжали оказывать помощь советским войскам вытеснять врага из пределов Ленинградской области.

Отмечая доблесть и мужество молодого лётчика Дмитрия Харина, кандидата в члены ВКП(б), при выполнении боевых заданий, 9 апреля 1944 года командир 23-го авиаполка написал на него представление к награде орденом Красной звезды, в котором указывает:

«За период участия в Отечественной войне совершил 67 боевых вылетов ночью на бомбардирование военных объектов, живой силы и техники противника. Из них – 4 боевых вылета на промышленные объекты Финляндии (город Хельсинки, Турку, Котка). Все боевые вылеты совершил в системе авиации дальнего действия. Материальную часть самолёта ЛИ-2 изучил хорошо, летает днём и ночью в качестве правого лётчика. Имеет общий налёт 365 часов, из них ночью – 225 часов.

Систематически работает над повышением своих теоретических знаний, как лётчик, горит желанием к лётному делу, постоянно стремится идти на боевое задание. Обладает хорошими волевыми качествами лётчика, в работе исполнителен и аккуратен. Показывает образцы выдержки и дисциплины. Политически грамотный, морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан. Достоин правительственной награды – ордена Красной звезды».

Приказ о награждении орденом Красной Звезды был издан 1 мая 1944 года, а ещё через несколько дней был принят в члены Коммунистической партии. Позднее лётчик Харин был награждён и медалью «За оборону Ленинграда».

И снова боевые вылеты. Авиация дальнего действия всегда была нужна при выполнении крупных операций наших войск. Так, непосредственное участие авиации в Белорусской операции (июнь – август 1944 года) началось на десять дней раньше намеченного срока, в период, когда наземные войска только заканчивали подготовку к ней. В этом была настоятельная необходимость.

В период подготовки Красной Армии к проведению Белорусской операции шла интенсивная перегруппировка советских войск и переброска резервов. Стремясь этому воспрепятствовать, противник сосредоточил большое количество авиации и систематическими бомбардировками наших крупных железнодорожных узлов препятствовал перевозкам войск и техники.

В связи с этим одной из важнейших задач, стоящих перед советскими ВВС, являлась задача как можно тщательнее очистить небо от неприятельских самолетов, максимально снизить их активность и тем самым облегчить предстоящую боевую работу нашей авиации и наземных войск. Следовало хорошенько ударить по аэродромам врага, их следовало максимально уничтожить. К этой работе привлекалась и авиация дальнего действия.

По приказу Ставки Главного Командования штаб авиации спланировал и подготовил самостоятельную воздушную операцию. Она проводилась четыре ночи силами всех авиакорпусов. Воздействию подвергались все аэродромы противника, расположенные как в прифронтовой полосе, так и на значительном удалении от фронта. Экипажи бомбардировали аэродромы Барановичи, Бобруйск, Пинск, Белосток, Минск, Орша, Лунинец. На них базировались более половины 6-го воздушного флота врага.

В воздушной операции принимал участие и 23-й авиаполк. Действовал он главным образом в интересах 1-го Белорусского фронта. Экипажи бомбардировали аэродромы Пинск, Лунинец. Летать пришлось в неблагоприятных метеорологических условиях – все дни преобладала значительная и сплошная облачность, шли дожди с грозами. Летчики авиаполка поражали технику врага, приводили в негодность взлетные полосы, разрушали аэродромные здания, взрывали склады боеприпасов и горючего.

Удары авиации по немецким аэродромам, в которых активное участие принял 23-й авиаполк, а значит, и экипаж лётчика Харина, в значительной мере снизили активность фашистской авиации, «прижали» ее к земле, а в ряде случаев заставляли менять места базирования и перемещаться на неудобные и неподготовленные площадки.

23-й авиаполк участвовал в Белорусской операции вплоть до ее завершения. Его экипажи активно поддерживали наступление советских войск, наносили бомбардировочные удары по железнодорожным объектам и аэродромам, осуществляли перевозки личного состава, военной техники и имущества наземных частей и авиационных полков, меняющих дислокацию.

Белорусской операцией советские войска при поддержке авиации нанесли крупное поражение группе армий «Центр», освободили Белорусскую ССР, большую часть Литовской ССР, часть Латвийской ССР и восточную часть Польши. Посильный вклад в это достижение Красной Армии внес личный состав 23-го гвардейского, теперь уже носящего звание Белгородского авиаполка.

В октябре 1944 года 23-йавиаполк принял участие в обеспечении боевых действий повстанцев и партизан Чехословакии (доставка военного снаряжения и боеприпасов, вывозка раненых и бомбовые удары по живой силе противника и его аэродромам).

В конце декабря 1944 года произошло переформирование 23-го авиаполка дальнего действия, часть экипажей вошли в состав 239 авиаполка, а часть – в 340 бомбардировочный авиаполк, где стал продолжать службу и экипаж Дмитрия Харина.

Приказом командира 340 авиаполка 13 декабря 1944 года Харин назначен командиром корабля.

В последние месяцы войны этот полк принял участие в составе 18-й, а затем 16-й Воздушных армий в Нижне-Силезской, Восточно-Померанской, Венской и Берлинской операциях, интенсивно ведя бомбардировку железнодорожных узлов, аэродромов противника, доставляя боевые грузы нашим войскам.

И сразу после окончания боевых действий в Германии 340 бомбардировочный авиационный полк был передислоцирован на Дальний Восток. Теперь уже гвардии лейтенант, командир корабля Дмитрий Харин продолжал совершать боевые вылеты на своём верном ЛИ-2 в составе 12-й Воздушной армии Забайкальского фронта. Участвовал в Хинганско-Мукденской наступательной операции с 9 по 18 августа 1945 года.

Войска фронта, преодолев безводные степи Внутренней Монголии и приграничные укреплённые районы на Солунском и Хаймарском направлениях, разгромили противостоящие части 44, 30 и 4-й армий противника, преодолели хребет Большой Хинган и к 18 августа 1945 года вышли на рубеж Чжанбэй, Жэхэ, Чифын, Тунляо, Ванемяо, Чжалань-тунь, Яэрдай.

Гвардии лейтенант Дмитрий Харин внёс весомый вклад в поддержке наших бойцов с воздуха, за что был награждён 27 августа 1945 года орденом Отечественной войны II степени.