18 лет назад в Иркутске произошла страшная авиакатастрофа.
9 июля 2006 года пассажирский самолет Airbus A310 авиакомпании «Сибирь» (S7) выполнял рейс №778 Москва-Иркутск. Приземлившись на взлетно-посадочной полосе иркутского аэропорта в 07.42, лайнер не остановился. Воздушное судно съехало на поле, пробило бетонное ограждение и врезалось в гаражный кооператив, который располагался в 280 метрах от «взлетки». От сильнейшего столкновения произошла частичная разгерметизация топливных баков и возгорание топлива на площади около 200 кв. метров. На борту А-310 находились 203 человека, пишет ИА IrkutskMedia.
На место трагедии в экстренном порядке выехали сотрудники МЧС, скорой помощи, милиции. Благодаря мерам, принятым личным составом пожарной охраны аэропорта и подразделений Государственной противопожарной службы, удалось защитить от огня заднюю часть фюзеляжа, эвакуировать 79 человек, не допустить загорания 13 тонн топлива в баках самолета. Личным составом было спасено 15 человек. Трагедия усугублялась тем, что на борту самолета находилось много детей.
В числе 125 погибших также были дочь известного писателя Валентина Распутина Мария и начальник Управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков.
«Было очень много тел погибших. Работы велись в районе двух суток. Сама спасательная операция длилась первые 30 минут. Кто-то самостоятельно эвакуировался, кто-то — с помощью первых подразделений пожарной охраны. Сначала прибыла пожарная охрана аэропорта, которая постоянно там находится и обеспечивает безопасность взлета и посадки самолетов. В каждом аэропорту есть такая служба. На первоначальном этапе тушения было тяжело. Самолет находился не на посадочной полосе. Это была пересеченная местность, забор, гаражи.
Были сложности в организации эвакуации и тушения. После этого мы доставали тела, разбирали обломки, проверяли гаражи. Много прогаров было, пассажирская палуба прогорела, совместилась с грузовой, до самой земли были прогары. На той авиакатастрофе работали опытные сотрудники, имеющие высокие офицерские звания, они потушили не один пожар и были задействованы в различных специфических операциях», — вспоминал подполковник МЧС России Игорь Уткин.
Для проведения работ на месте авиакатастрофы привлекались 199 человек личного состава и 16 единиц техники ГУ МЧС по Иркутской области, 68 спасателей и 11 единиц техники Аварийно-спасательной службы региона, 35 курсантов и пять офицеров ВСИ МВД России, 15 бригад скорой помощи (60 человек), две бригады медицины катастроф (восемь человек).
Было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, если это повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц).
Рассматривались все версии произошедшего, в том числе версия о неисправности оборудования и так называемый человеческий фактор.
По результатам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) первичной причиной катастрофы стали ошибочные и бесконтрольные действия экипажа.
По делу была назначена летно-техническая экспертиза, которая должна была дать ответы, кто виноват и в чьих действиях были нарушения.
В итоге в соответствии с заключением повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы было установлено, что непосредственной причиной авиакатастрофы явилась нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге.
Позднее уголовное дело по ст. 263 было закрыто 9 декабря 2008 года за отсутствием состава преступления. Вину с пилотов следствие сняло полностью.