История Транспорт и дороги

Железной дороге Абакан-Тайшет — 59 лет

Поделиться:

59 лет назад, 9 декабря 1965 года, подписан акт о сдаче в постоянную эксплуатацию электрифицированной железнодорожной линии Абакан – Тайшет.

Дорогу Абакан–Тайшет нарекли «трассой мужества» молодые строители-комсомольцы, которые приехали на Всесоюзную стройку со всех уголков страны. Ведь им пришлось пройти по труднопроходимым местам сибирской тайги, пересечь непокорные Саяны, разрезанные бурными, порожистыми реками.

Три имени, как три звезды вдохновляли строителей железной дороги на трудовые подвиги. Фотографии первых изыскателей: Александра Кошурникова, Алексея Журавлёва и Константина Стофато висели в каждой палатке, в каждой комнате участников строительства. В суровом 1942 году, когда шли тяжёлые оборонительные бои под Сталинградом, изыскательская экспедиция Александра Кошурникова совершила героический трудовой подвиг.

Рассматривалось два направления трассы: на Тайшет и на Нижнеудинск. Главным инженером проекта и начальником изыскательской экспедиции назначили Александра Кошурникова. Он считал Нижнеудинское направление наиболее перспективным. 5 октября из посёлка Верх-Гутара Нижнеудинского района вышла одна из партий экспедиции в составе трёх человек: Александр Кошурников, Алексей Журавлёв и Константин Стофато.

Предстояло пройти через сложные и опасные участки Саянских гор, используя неточные карты 1909 года. Партия 13 октября дошла до реки Казыр, а далее на плотах сплавлялась вниз по течению. Бурная, порожистая, со скалистыми берегами река ломала плоты изыскателей, затрудняя движение отряда.

К концу октября закончилось продовольствие, возникли проблемы с одеждой, наступили холода. Изыскатели мужественно продолжали работу по исследованию местности, но 2 ноября произошла катастрофа, о чём свидетельствует последняя запись в дневнике Александра Кошурникова: «3 ноября. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера произошла катастрофа. Погибли Костя и Алёша. Плот задёрнуло под лед, и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алёша выскочил на лёд и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добраться помог ему я, но вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Передвигаюсь ползком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замёрзну».

В связи с блокировкой мессенджера Viber приглашаем всех в наш Telegram-канал

Изыскатели прошли 180 километров, до населённого пункта оставалось 52 километра. Поисковые отряды безуспешно искали пропавших. 4 октября 1943 года рыбаки обнаружили останки Александра Кошурникова и его дневник. Начальник экспедиции вёл записи, отмечая всё важное для строительства будущей трассы: «Террасы, каменные отложения, левый берег Казыра удобнее для трассирования»; «Бачуринская шивера – лёгкий порог, проходимый в любую воду на плотах и лодках. Идти нужно под правым берегом, там прямой слив без камней».

Имена мужественных первопроходцев Кошурникова, Журавлёва и Стофато были увековечены в названиях станций на линии Абакан – Тайшет, а также улиц Новосибирска, Томска, Абакана, Минусинска и нескольких сибирских посёлков.

В декабре 1942 года Александра Кошурникова заменил Евгений Алексеев – именно он принял решение выбрать Тайшетское направление. Но в 1943–1948 годах проектные работы были приостановлены и возобновились только в 1952 году, когда проектный институт «Ленгипротранс» произвёл аэрофотосъёмку территории, институт «Сибгипротранс» провёл наземные привязочные работы по новым данным. Более двух тысяч километров линии обследовано непосредственно на местности.

В апреле 1958 года XIII съезд ВЛКСМ объявил строительство трассы Абакан – Тайшет Всесоюзной ударной стройкой. По комсомольским путёвкам сюда приехало свыше 35 тысяч юношей и девушек.

На трассе протяжённостью 647 км было возведено 725 искусственных сооружений, среди них: 258 мостов, 5 виадуков и 9 тоннелей общей длиной 10 километров. Впервые в практике сооружения больших мостов была применена блочная конструкция опор. Манский тоннель длиной 2487 метров на момент постройки стал самым протяжённым в Азии.

Железнодорожная линия была построена однопутной с двухпутными вставками, включала 44 станции и 20 разъездов. Благодаря её строительству в Сибири появились новые населённые пункты.

В 1958 году было принято постановление правительства СССР «О генеральном плане электрификации железных дорог». Линия Абакан – Тайшет первой в истории железнодорожного транспорта СССР вступила в строй сразу на электрической тяге переменного тока.

9 декабря 1965 года председатель Государственной комиссии Александр Головатый подписал акт о сдаче в постоянную эксплуатацию электрифицированной железнодорожной линии Абакан – Тайшет.

А 20 декабря 1965 года состоялось официальное открытие движения на «трассе мужества». Из Абакана и Тайшета навстречу друг другу вышли два поезда «Байкал» и «Енисей». На следующий день на станции Саянская они встретились, состоялся торжественный митинг.

Весной 1966 года за самоотверженный труд сотни строителей трассы были награждены правительственными и ведомственными наградами. Всего ордена и медали получили 745 строителей, пяти участникам стройки присвоено звание Герой Социалистического Труда. Министерство транспортного строительства СССР учредило памятный значок «Абакан – Тайшет», который вручили 25 тысячам лучшим строителям. Посмертно были награждены Александр Кошурников – орденом Ленина, Алексей Журавлёв и Константин Стофато – орденами Трудового Красного Знамени.

Благодаря введению в строй линии Абакан – Тайшет на 270 километров сократился путь по Южно-Сибирской магистрали.

Сегодня на этом участке вновь ведётся строительство. Увеличение его пропускных способностей играет важную роль в деятельности Красноярской магистрали, всего Восточного полигона железных дорог России и в жизни Западной и Восточной Сибири в целом.

По материалам газеты «Красноярский железнодорожник».

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Чтобы сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или на e-mail news@t24.su.