Ох, уж эти подростки, думаем мы, взрослые, порой заходя в тупик в процессе воспитания, стараясь объяснить подрастающему поколению, что такое хорошо, а что такое плохо…
Ну, а если вместо нравоучений в воспитательных целях подключить игру с погружением в захватывающие миры, где каждый ребенок может стать кем угодно – героем, лидером, исследователем или даже изобретателем. Где нет правильных или неправильных ответов, но есть опыт, эмоции и выбор, который учит подростков так или иначе поступать в определенных обстоятельствах, принимать решения и нести за них ответственность.
А помогает в этом программа «Альтернативное будущее», созданная Центром социальных программ компании РУСАЛ в партнерстве с фондом социального развития «Полдень».
«Основным инструментом обучения стали сюжетно-ролевые игры, – рассказывает руководитель программ Центра социальных программ РУСАЛа в Тайшете Светлана Александрова. – В проекте участвуют дети и волонтеры 11 городов ответственности компании РУСАЛ. Игры не похожи на обычные уроки или образовательные встречи – весь опыт переживаний «упакован» в игровую реальность с перемещением в выдуманный мир, в котором дети могут примерить самые разные роли.
Ребенок примеряет ситуацию на себя, получает определенный опыт и новые знания, а главное – имеет возможность самостоятельно принимать решения и тем самым получать такой нужный во взрослой жизни опыт».
Первые встречи волонтеров РУСАЛа с подростками прошли в подшефном Центре социальной помощи семье и детям и школе-интернате №19. Освоив правила игры, ребята с увлеченностью и азартом приступили к процессу, погрузившись в таинственный мир необычных фантастических существ, иногда воспринимая игровые ситуации, как реальные. И тогда на поверхность всплывают их страхи, обиды, агрессия или неуверенность. И главная задача взрослых — увидеть и скорректировать поведение.
«Ребята начинают играть, и вдруг проявляются их проблемы, – рассказывает руководитель волонтерского направления Тайшетского алюминиевого завода Ольга Махмутова. – Кто-то из ребят может быть слабее, кто-то сильнее, эмоциональнее. И тут важно не просто наблюдать, а вовремя вмешаться, погасить конфликт, объяснить, как правильно реагировать на сложные ситуации».
После игры волонтеры садятся с детьми за круглый стол, обсуждают, что получилось, а что нет, какие эмоции они испытали и как это можно применить в реальной жизни. И, конечно, разговор плавно перетекает на важные темы: как противостоять буллингу, как сказать «нет» вредным привычкам, как научиться дружить и доверять.
«Программа «Зона риска», – продолжает Светлана Александрова, – в которую мы начали играть с ребятами, является готовым комплексным инструментом для воспитательной̆ работы и профилактики деструктивного поведения среди подростков. Игровые занятия – современный̆ формат, интересныӗ подросткам. Программа состоит из 6 игровых занятий для подростков, время их проведения варьируется от 60 до 90 минут. Игра «Яма», в которую играли, создана, чтобы повысить степень осознанности участников в отношении следования опасным трендам, понять уровень мотивации к рискованному поведению, расширить нормативно-правовое сознание».
Центр социальных программ РУСАЛа создан более 20 лет назад основателем компании Олегом Дерипаска. Главная задача – всесторонняя поддержка жителей городов, где работают предприятия РУСАЛа.