После того, как на территорию многострадальной России-матушки пришла коронавирусная инфекция, власти озаботились сбережением здоровья детей и отправили их на внеплановые трехнедельные каникулы. Они начались 23 марта. В школу дети уже не вернулись: сразу после самоизоляционного отдыха они перешли на так называемое дистанционное обучение.
Впервые эта статья опубликована в газете «Бирюсинская новь» в мае 2020 года.
И ладно, если бы речь шла только о стольных городах типа Москвы, Красноярска или Иркутска… Но ведь к новой форме обучения вынуждены были обратиться в том числе и юные жители даже самой глухой провинции. Той самой, где во многих семьях компьютеров отродясь не было, а качество работы интернета хромает на обе ноги.
О многочисленных негативных нюансах, которые всплыли сразу после того, как школы перешли на дистанционное обучение, в интернет-СМИ и социальных сетях написано бесконечно много. Но эти сведения носят отрывочный характер и составить цельную картину, а тем более соотносящуюся с нашей провинцией, было бы весьма затруднительно. Поэтому редакция решила с вопросами о том, насколько сложно обучать детей в онлайн-формате, обратиться к преподавателям. Они – внутри этой ситуации, и как никто способны дать здоровый анализ происходящего.
Развернутый комментарий вызвался дать учитель истории. Правда, живет и работает он не совсем в наших краях, а в соседнем Чунском районе. Но главной сути этот географический катаклизм, однако, не меняет.
Итак, слово Виталию СЫЧЕВУ.
Действительно, за полтора месяца работы учителей и обучения детей в условиях самоизоляции было написано много очень разного. Я помню, как в самом начале публиковались душераздирающие письма о дикой перегрузке, об аде домашней работы в многодетных семьях, о нехватке компьютеров и о будущем, которое наступило вот так внезапно.
Страсти потихоньку улеглись, все как-то постепенно стали втягиваться и даже показалось, что «дистанционка», что называется, пошла.
На самом деле это не так. Никуда она не пошла.
«Дистанционка» — это зло, и с пониманием этого мы теперь живём и жить будем.
К новой, прежде неизведанной форме обучения, внезапно свалившейся как снег на голову в связи с коронавирусом, никто вообще не был готов. Ни дети, ни взрослые никогда с этим не сталкивались, и вдруг в одночасье — как в омут с головой. Поначалу всё это походило на невообразимый хаос, когда мы искали приемлемые интернет-ресурсы, где можно хоть как-то учить ребятишек.
Ресурсы эти, естественно, «отваливались» с периодичностью 15 раз в день и висели намертво. Дневник.ру висел поначалу вообще всё время.
Другие решили подзаработать и предоставляли свои ресурсы бесплатно. Правда, только на неделю. Дети и родители метались вместе с нами и в результате, к примеру, наша школа пришла к тому, что работать мы стали в мессенджере Viber. В нём мы теперь скидываем детям задания, а они их выполняют.
Для преподавателя любая форма дистанционного образования — мероприятие очень тяжелое и затратное (по душевным силам). За простой вебинар устаешь неимоверно, потому что нет обратной связи, нет живого контакта, отсутствует обмен эмоциями.
Режим «говорящая голова» создаёт ощущение, что ты разговариваешь сам с собой.
Недавно общался со знакомой учительницей пения из Иркутска. Она первые две недели рыдала возле компьютера. Ей нужно было выкладывать записанные самостоятельно видеоуроки. Дочка, живущая в другом конце страны, стала ей помогать, и плакать мать перестала. Но! По другую сторону рыдали дети, которые тоже не могли вникнуть и смириться с происходящим.
Основная мысль, которую я хочу донести: дистанционное обучение качественным быть не может. Ну не может! В силу множества причин. Сейчас ни у кого на это нет ресурсов. И, главное, дети и родители практически не владеют даже простейшими навыками в интернете. А многие вообще не имеют доступа к мировой паутине. Это тоже важно.
Для них мы организовали бумажные пакеты с заданиями, которые оставляем на вахте школы. Забираем тетрадки, проверяем, уносим обратно.
Где- то в самом начале, срочно проходя курсы по дистанционному обучению, услышал фразу: «Давайте без фанатизма. Спокойно реагируем на всё. Не делает ребёнок вовремя, — не ругаем». Действительно, мы же не знаем, в чём причина.
Может, телефон (с необходимыми техническими требованиями) был занят в семье другими детьми, или он вообще является единственным в семье.
Может, завис компьютер. Или не получается скинуть файл, отправить работу.
Не нужно устраивать истерику, бомбить родителей и ребёнка гневными письмами и обращениями. Не отправили сейчас – значит скинут позже.
Учителю же нужно просто кропотливо выполнять свою работу, давать задания и проверять. Я уже второй месяц так и делаю. Не нужно завышать требования, не нужно запугиваний и безумной требовательности.
Дети и родители и так делают все, что они могут. Ведь, признаемся, для многих из них даже простейшее действие в интернете – это уже подвиг. Создал электронную почту — маленькая победа, отправил письмо учителю – и ты почти герой. А если научился онлайн-тест проходить… Да ты уже победил дракона!
От некоторых родителей я слышал признания о том, что им даже понравилось дистанционное обучение. Чем же? – недоумённо спрашиваю я. Отвечают: «Раньше дочке, по её словам, задавали только по математике и русскому. А сейчас мы увидели, как много задают, и стали её больше контролировать. У неё начались успехи!»
И это правда. Потому что шаблон, что за твоего ребёнка, дескать, отвечает преподаватель, умер в одночасье.
Самое ценное сейчас – это понимание того, что родители в связке с детьми — главные члены домашнего образовательного экипажа.
И выстраивать траекторию полёта нужно совместными усилиями.
И что касается учителей. К сожалению, школы, вернее руководство школ, до сих пор занимало позицию в стиле «Вы обязаны. Вам за это платят зарплату!»
А вот не обязаны. В моём трудовом договоре ничего не сказано ни о дистанционных занятиях, ни о нещадной эксплуатации собственной техники и оплате интернета из своего кошелька.
Дополнительное соглашение, я думаю, у нас в Иркутской области не заключила с педагогами ни одна школа. Нагрузка возросла на 50-60 процентов, а руководство старательно закрывает глаза и забывает оплачивать то, что мы делаем в изменившихся условиях.
И, да, появилась потрясающая формула принятия решений, которая звучит так: «На ваше усмотрение»… и по нисходящей. То есть решение по всем принципиальным и непринципиальным вопросам, щекотливым и не очень, должен принимать директор школы.
Работаем до 15 числа? — На усмотрение школы. Выдаём учителям компьютеры? — На усмотрение школы. Оплачиваем интернет педагогам? – Тоже на усмотрение школы.
Ну и про родителей. Семья, в которой один старенький компьютер и смартфон у мамы, а ещё трое детей, у которых масса заданий… Как они должны выстроить свою работу дистанционно? Правильно. Как получится. И поэтому в чате мамы пишут: «Можно, я приду вечером с работы и отправлю домашнее задание?» «Конечно, можно, — пишу я. Я же понимаю.
И летит «домашка» в телефон в час ночи или в два. Бульканье вайбера меня сопровождает все эти полтора месяца круглыми сутками.
Он не дает забыть, что дети есть, что они работают, стараются , напоминают о себе.
А дети, которые учились и выполняли все задания в школе очно, те и на заочной форме тоже учатся. И многие из них раскрылись, проявили себя и с других сторон. Для многих такая форма стала толчком к работе. Школьники, имеющие высокую самоорганизацию, стали делать успехи.
Все дети очень хотят в школу. Им не хватает главного — общения. Беготни и сутолоки в школьных коридорах. Спортивных соревнований и праздников.
Когда мы вернёмся в классы (а мы туда вернёмся обязательно) и вновь начнем вести традиционные уроки, мы не забудем этот бесценный опыт дистанционного обучения.
Очень надеюсь, что все ответственные структуры сделают правильные выводы. И если вдруг к нынешней форме обучения нам придётся ещё когда-нибудь вернуться, это уже будет не аврал, а спокойная, выстроенная работа в изменяющейся реальности.
Надо просто понять: мир уже никогда не будет прежним!
Виталий СЫЧЕВ,
учитель истории, пос. Новочунка