Site icon Тайшет24

Город с чистого листа. Как начинался Тайшет

История Тайшета, можно сказать, начиналась с чистого листа. Место, на котором предстояло расположиться городу, было выбрано из соображений функционирования железной дороги — определялось, прежде всего, длиной перегона паровоза, и исходя из государственных интересов—в начале века началось освоение и заселение новых территорий. Поэтому одновременно с железнодорожным узлом строился питательно-переселенческий пункт и вся инфраструктура, обеспечивающая жизнедеятельность. Эта работа проводилась под эгидой министерства путей сообщения и была рассчитана на длительную перспективу.

Процесс создания транспортно-переселенческого пункта при освоении новых территорий к тому времени был достаточно хорошо отработан. Он предполагал не только возведение определенных построек, регламентировала даже штат обязательных государственных служащих, которые обеспечивали жизнедеятельность нового поселения. К ним относились путейный инженер, полицейский, военный, пожарный, врач, учитель, служитель церкви. Таким образом, создавалась привычная для заселенной России схема общественных отношений.

Этот способ освоения определял практику возведения новых поселений в Сибири, в том числе и Тайшета, который формировался по классическому образцу «поселений на Транссибе». Его строительство определялось наличием железной дороги и Сибирского тракта, возле которых начали формироваться четыре опорных пункта: собственно железнодорожный комплекс вокзала, служб и жилого поселка железнодорожных рабочих, комплекс питательно-переселенческого пункта, поселка строительных рабочих и слободы переселенцев.

Как разместить рекламу на этом сайте

Первый этап застройки был связан с формированием транспортно-переселенческих узлов. Железнодорожный вокзал и службы при нем строились по типовым проектам. Для рабочих ставили времянки, исчезнувшие на втором этапе строительства дороги. Первые улицы, которые в дальнейшем стали основной пространственной структуры города, тоже были ориентированы на железную дорогу: Юговокзальная (Матросова), Трактовая (Кирова), Северовокзальная, Транспортная, Харинская. Расположение перпендикулярных улиц не регламентировалось, сложилось естественно по ходу застройки. На это указывает топонимика. Переулки (не улицы тогда еще) назывались: Пожарный, Первый и Второй Супруновские, Волостной, Заводской и т.д.

Главные здания в северной части города — вокзал, депо, водонапорная башня, инженерные сооружения и службы, железнодорожный поселок, питательно-переселенческий пункт. Жилье строили разное. Были многоквартирные дома и казармы с типовыми надворными постройками, без огородов. На улице Харинской обживались переселенцы и рабочие. Их усадьбы были характерны для крестьянских хозяйств того времени: изба-пятистенок, большие подворье и огород.

Поначалу, как и на юге города, здесь строили купцы, прибывшие с первыми поездом — Голдин, Кабанов и другие, но многие хозяева сооружали жилье самостоятельно, как умели cтроили в основном из дерева. Навыки работы с ним у людей были разные, и именно этим — профессионализмом строителей или отсутствием оного — определяется сегодня состояние застройки исторической части Тайшета и объясняется, почему одни дома сохранились лучше, а другие хуже.

Здания вокзала, казарм, многоквартирных жилых домов возводили из выдержанного, отборного леса, с учетом пород и сортамента, и по продуманным проектам с высокими цоколями из тесаного камня, крытые железом. Переселенцы в основном довольствовались лесом, который вырубали, освобождая участок для усадьбы, — везти из других мест не было возможности, а сушить — времени. Случалось, перевозили из соседних поселений готовые срубы, которые достраивали на свой вкус.

Переселенцы украшали свои дома, как могли, в основном незатейливо- наличниками, несложного геометрического узора пропильной резьбой. Государственные здания, напротив, несли на себе положенный по статусу геральдический «декор», да и архитектура их была в русле модных течений и пристрастий. Да и как иначе, даже вид железной Дороги должен был утверждать государственную идею.

Эта разница несколько сгладилась во время строительства второго пути (1905-1914 гг.). В это время стали возводить первые муниципальные здания (Ленина, 118, Чапаева, 20, Советская, 14), обустраивались купеческие усадьбы (Советская, 4, Кирова, 74, 94) и дома городских обывателей.

По ним заметно, как изменились возможности, а с ними и претензии жителей. А после того как стали использовать в строительстве камень и кирпич, набор доступных декоративных, конструктивных решений увеличился еще. В 1905 году один из переселенцев, Сергей Ульянов, занялся изготовлением кирпича для возведения водонапорной башни и для сооружений по северную сторону тракта. В этом месте построил кирпичный сарай и мелкий предприниматель Поляков.

Первые каменные и кирпичные здания были из «пакета» дорожных сооружений — депо, водонапорная башня, здание в комплексе питательно переселенческого пункта. Вот в них уже в полной мере использовались приемы декорирования, которые были возможны при бутовой и кирпичной кладке. Стены и оконные проемы украшали арочные, луковые перемычки, тяги, тумбы, веерные замки и т.д. Для второго этапа застройки характерно размещение зданий в соответствии с планом, в отличие от более ранней «привязной» организации застройки. Наверное, этим можно объяснить некоторые нарушения в структуре улиц.

Сбивка по улице Заводской (Комсомольской) закрепила фактическую границу застройки по улице Трактовой (Кирова) и очертила такую же границу по переулку Проходному. Оформлялись культурная, деловая и торговая зоны, тяготевшие к радиальным (от вокзала) улицам Чапаева и Советской. В границах этих улиц был заложен центр Тайшета с базарной площадью, церковью, училищем, торговыми постройками.

Примером жилой застройки этого периода может служить усадьба лесозаводчика Жернакова (ул. Кирова — Трактовая), включавшая четыре жилых дома, два жилых флигеля, конюшни, трехэтажный подвал, два колодца. Переселенцы, осваивая границу тайги, расселялись по параллельной Трактовой улицам — Первой и Второй Зеленым.

Интересной особенностью Тайшета, позволяющей довольно точно определить границы исторической части, является тополиная «маркировка». В 1911 году инженер Гешель привез из питомника деревья, которые посадили на площади возле церкви, в общественном парке, возле муниципальных зданий.

Тайшет — город стальных магистралей, 2008 год