Под влиянием учебной нагрузки в течение учебного года у 40% первоклассников от понедельника к пятнице после уроков увеличивается концентрация кортизола — так называемого «гормона стресса». Об этом говорится в исследовании подведомственного Минпросвещения Института развития ребенка. Цель исследования — посмотреть, как первоклашки адаптируются к учебным нагрузкам, пишет «РГ».
Эта тема сегодня обсуждается на самом высоком уровне. Так, по данным исследований, в начальной школе на занятия уходит 47 часов в неделю — уроки, кружки, секции, домашние задания. В правительстве взяли на контроль вопрос снижения учебной нагрузки на школьников.
Как проходило исследование? Ученые регистрировали показатели состояния сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и эндокринной систем у детей во время уроков и после.
«Взрослым очень важно понимать, что происходит с ребенком, когда он приходит впервые в школу, и чем ему можно помочь», — прокомментировал «Российской газете» заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры Института развития детства, доктор биологических наук Игорь Криволапчук.
Исследование установило, что адаптация к учебным нагрузкам у большой части первоклассников протекает очень напряженно, развивается утомление.
Как выяснилось, в самом начале учебы в школе — сентябрь — октябрь — у десятой части учеников первого класса отмечается низкая мотивация к учебе. Четверть первоклассников сложно адаптируются, 24 процента детей избирательны в общении или вообще замыкаются в себе и не поддерживают контактов со сверстниками. У пятой части высокая тревожность, а треть очень боятся отвечать учителю.
Вообще возраст поступления в школу (6,5-7 лет) в физиологии и психологии развития считается критическим: происходит перестройка организма на фоне резкой смены условий (дом/детсад — школа) и начала активного учебного процесса.
Как пояснил Игорь Криволапчук, в адаптации к школе выделяют три этапа.
Первый этап — ориентировочный: ребенок и психологически, и физиологически реагирует на новые условия, связи и требования. Длится 2-3 недели.
Второй этап — нестойкое приспособление: детский организм ищет наиболее оптимальные ответные реакции на воздействия внешней среды, так сказать, «нащупывает почву» в общении с одноклассниками и учителями. Это может длиться 4-6 недель.
Третий этап — устойчивое приспособление: ребенок находит наиболее комфортные варианты и способы реагирования на учебную нагрузку и новые требования среды. Этот этап наступает спустя 6-8 недель с начала занятий.
Интересный момент: оказывается, самый продуктивный день для учебы — среда.
«В недельной динамике умственной работоспособности детей оптимальные значения показателей скорости и продуктивности работы отмечались в среду, — говорит ведущий научный сотрудник лаборатории Татьяна Параничева. — То есть рост мы наблюдали от понедельника к среде, а далее, к пятнице, шло снижение активности».
3 комментария
Итог: школу отменить. Пособия увеличить.
Т.е.прошлые поколения, которые учились в школе без исследований, став взрослыми строили заводы, электростанции, дороги, магистрали, работали на фермах и в цехах, нагрузкам и кортизолу не подвергались?
Вы какую стратегию там ведете, исследователи и заказчики исследований? Уничтожить здравомыслящих людей и вырастить племя безработных потребителей?
Нагрузку в школе надо снижать исключив из школьных программ дикую чушь! А не уменьшать часы занятости детей, когда они под присмотром взрослых и учителей занимаются.
Это вы опять ведете все к экономии? Уменьшить нагрузку чтобы не платить. И дети пойдут к репетиторам.
Ой,те же слова сразу хотелось написать и приписать :»в тайгу «
Психологи считают, что среда самый кошмарный день. Исследователей на мыло.