Site icon Тайшет24

Как нагрузка в школе влияет на детей

Под влиянием учебной нагрузки в течение учебного года у 40% первоклассников от понедельника к пятнице после уроков увеличивается концентрация кортизола — так называемого «гормона стресса». Об этом говорится в исследовании подведомственного Минпросвещения Института развития ребенка. Цель исследования — посмотреть, как первоклашки адаптируются к учебным нагрузкам, пишет «РГ».

Эта тема сегодня обсуждается на самом высоком уровне. Так, по данным исследований, в начальной школе на занятия уходит 47 часов в неделю — уроки, кружки, секции, домашние задания. В правительстве взяли на контроль вопрос снижения учебной нагрузки на школьников.

Как проходило исследование? Ученые регистрировали показатели состояния сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и эндокринной систем у детей во время уроков и после.

«Взрослым очень важно понимать, что происходит с ребенком, когда он приходит впервые в школу, и чем ему можно помочь», — прокомментировал «Российской газете» заведующий лабораторией физиологии развития и физической культуры Института развития детства, доктор биологических наук Игорь Криволапчук.

Исследование установило, что адаптация к учебным нагрузкам у большой части первоклассников протекает очень напряженно, развивается утомление.

Как выяснилось, в самом начале учебы в школе — сентябрь — октябрь — у десятой части учеников первого класса отмечается низкая мотивация к учебе. Четверть первоклассников сложно адаптируются, 24 процента детей избирательны в общении или вообще замыкаются в себе и не поддерживают контактов со сверстниками. У пятой части высокая тревожность, а треть очень боятся отвечать учителю.

Вообще возраст поступления в школу (6,5-7 лет) в физиологии и психологии развития считается критическим: происходит перестройка организма на фоне резкой смены условий (дом/детсад — школа) и начала активного учебного процесса.

100 фактов о Тайшетском районе

Как пояснил Игорь Криволапчук, в адаптации к школе выделяют три этапа.

Первый этап — ориентировочный: ребенок и психологически, и физиологически реагирует на новые условия, связи и требования. Длится 2-3 недели.

Второй этап — нестойкое приспособление: детский организм ищет наиболее оптимальные ответные реакции на воздействия внешней среды, так сказать, «нащупывает почву» в общении с одноклассниками и учителями. Это может длиться 4-6 недель.

Третий этап — устойчивое приспособление: ребенок находит наиболее комфортные варианты и способы реагирования на учебную нагрузку и новые требования среды. Этот этап наступает спустя 6-8 недель с начала занятий.

Интересный момент: оказывается, самый продуктивный день для учебы — среда.

«В недельной динамике умственной работоспособности детей оптимальные значения показателей скорости и продуктивности работы отмечались в среду, — говорит ведущий научный сотрудник лаборатории Татьяна Параничева. — То есть рост мы наблюдали от понедельника к среде, а далее, к пятнице, шло снижение активности».