Site icon Тайшет24

Легенда БАМа – юбиляр Виктор Иванович Лакомов

Сегодня 80-летний юбилей празднует житель Тайшета Виктор Иванович Лакомов.

Первой строкой в его трудовой биографии в конце 1950-х годов записано строительство железной дороги Тайшет – Абакан. В феврале 1974 года Виктору Ивановичу, единственному из всех строителей дороги Хребтовая – Усть-Илимск, присвоили звание «Герой Социалистического Труда». А через несколько месяцев, на XVII съезде ВЛКСМ, доверили возглавить Всесоюзный ударный комсомольский отряд, который прямо из Москвы отправился на строительство Байкало-Амурской магистрали.


Родился Виктор Лакомов 22 ноября 1939 года в селе Нижнее Большое Воловского района Курской (ныне Липецкой) области. Детство было нелегким. Отец погиб на войне в начале 1943 года. Когда Виктору было четыре года, умерла его мать. Он с сестрой и двумя братьями остался вместе с бабушкой, которая вскоре (в 1946 году) тоже умерла. Пропасть сиротам не дали односельчане, взявшие их в колхоз.

Закончив 10 классов средней школы, поступил в железнодорожное училище на специальность мастера по эксплуатации железных дорог. По окончании училища в 1958 году был направлен мастером пути на стройку трассы Абакан – Тайшет. В 1958-1961 годах служил в Советской Армии.

После увольнения из Вооруженных сил приехал в Братск, где работал плотником-бетонщиком «Братскгэсстроя» на строительстве Братского лесопромышленного комплекса. С 1966 года – бригадир монтеров пути строительно-монтажного поезда №568 управления строительства «Ангарстрой».

Возглавил бригаду на строительстве дороги Хребтовая – Усть-Илимск. К тому времени уже имел большой опыт в строительстве. И всю трассу протяженностью 214 километров с подъездными путями в 240 километров бригада обеспечивала рельсошпальными решетками. Трасса была сдана к октябрьским праздникам 1973 года с оценкой «отлично». В 1973 году также командировался в Чили в составе отряда из 15 человек, силами которого за 38 дней была построена дорога к медеплавильному комбинату длиной более километра.

В связи с блокировкой мессенджера Viber приглашаем всех в наш Telegram-канал

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1974 года за проявленную трудовую доблесть и большие успехи, достигнутые в социалистическом соревновании за досрочный ввод в эксплуатацию железнодорожной линии Хребтовая – Усть-Илимская, Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

27 апреля 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ был избран командиром Всесоюзного строительного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ, который прямо со съезда отправился на строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). 11 июня 1974 года со своей бригадой прибыл в посёлок Звёздный на БАМе. Именно бригадой Лакомова были уложены первые километры магистрали.

С 1974 по октябрь 1978 года они прошли свыше 300 километров через станции Ния, Небель, Магистральный, Улькан и Кунерму. Дойдя до перевала Даван (географически являющегося границей Иркутской области и Бурятии), Виктору Ивановичу пришлось принимать непростое решение: идти дальше в Бурятию или остаться в Иркутской области, перейдя на укладку вторых путей на участке Тайшет – Лена, самом узком месте на всей Восточно-Сибирской железной дороге. И он принял решение вернуться на вторые пути, передав 27 октября 1978 года на перевале Даван эстафету укладки бригаде Александра Бондаря. Решение Лакомова поддержала его бригада, и в полном составе они перешли на укладку вторых путей.

Спустя 6 лет, 1 октября 1984 года на стыковке «золотого» звена БАМ на станции Куанда возглавил символическую бригаду, куда вошли Александр Бондарь, Иван Варшавский, Феликс Ходаковский, Пётр Сахно и другие герои БАМа. Он вместе с комиссаром отряда Владимиром Мучиницыным вручал символический ключ от построенной магистрали начальнику Главбамстроя К.В. Мохортову.

В настоящее время живёт в Тайшете.

ИА «Тайшет24»