Предшественник Тайшетского шпалопропиточного завода — Красноярский шпалопропиточный завод — до 1935 года располагался на окраине Красноярска. Пропитка древесины производилась сезонно — с марта по ноябрь. В зимние месяцы производилась выгрузка шпал и ремонт оборудования.
В связи с развитием железнодорожного транспорта в стране возникла необходимость реконструкции завода и значительного увеличения пропитки шпал. Так как в Красноярске не было необходимой площади для расширения завода, то горсоветом было принято решение о переносе завода в пригородную восточную зону Тайшета. Который, кстати, тогда даже не имел статуса города (его посёлок получил только в марте 1938 года).
10 августа 1934-го за березовой рощей у ручья Крутенький в двух километрах от города начались работы по закладке фундамента под основной пропиточный корпус. С 1 сентября 1934 года завод в Красноярске был закрыт и начаты работы по демонтажу оборудования для отправки его в Тайшет.
Вместе с оборудованием для цеха пропитки сюда приехали и 34 рабочих и служащих. Первым директором нового предприятия стал Степан Иванович Шиляев.
С января 1935 года все рабочие, строители, служащие были зачислены на штатные должности нового завода. Три бригады, возглавляемые Леонтьевым Г.Т., Дударевым И.И., Барабановым П.И. продолжали монтаж оборудования цеха пропитки.
К 1 мая 1935 года был закончен монтаж оборудования двух рабочих, одного маневрового цилиндров, смесительного и пропиточного отделений. Построены три ширококолейных и три узкоколейных пути, тамбурная площадка. Для обеспечения паром цеха пропитки временно на улице был установлен паровоз. На первых порах подвозка вагонеток производилась лошадьми, а закатка и выкатка груженных составов в цилиндры и обратно производилась вручную.
1 мая 1935 года была пропитана первая партия шпал и с этого момента началась история Тайшетского шпалопропиточного завода. Численность работников тогда составляла 87 человек.
Первоначально Тайшетский шпалопропиточный завод находился в подчинении треста «Трансшпалопропит» Народного комиссариата путей сообщения.
В 40-50-е годы, уже после создания Министерства путей сообщения СССР, завод относился к Управлению шпалопропиточных заводов МПС СССР, а территориально — к станции Тайшет Красноярской железной дороги.
С 1 января 1959 года завод перешёл в подчинение Восточно-Сибирской железной дороги.
Основными задачами завода являлась пропитка антисептиком шпалы из хвойных пород деревьев и её отгрузка на железные дороги СССР. В качестве пропиточного материала использовалось каменноугольное масло.
Во избежание загрязнения окружающей среды в 1961 году были построены очистные сооружения с биологической очисткой сточных вод производительностью 75 м3 в сутки. В 1978 году закончена реконструкция очистных сооружений, в результате которой пропускная способность возросла до 240 м3 в сутки.
В 1990 году завод стал комплексно-механизированным производством.
В состав завода, помимо главного корпуса — цеха пропитки, входили вспомогательные цеха:
- котельная – вырабатывала тепловую энергию на собственные нужды и для обогрева жилого массива;
- очистные сооружения – очищали промышленные и хозяйственно-бытовые стоки предприятия со сбросом в ручей Крутенький и далее в реку Бирюса;
- склад готовой продукции – складирование пропитанной антисептиком шпалы;
- лесосклад – для складирования поступающих лесоматериалов;
- химчистка – чистка рабочей одежды трихлорэтиленом;
- столярный цех;
- цех ремонта вагонеток – производился ремонт вагонеток, применяемых для подачи лесоматериалов на пропитку и пропитанной продукции на лесосклад.
В лучшие времена Тайшетский шпалопропиточный завод являлся огромным комплексно-механизированным производством. Численность его работников в сравнении с периодом запуска завода была выше почти в двадцать раз.
Директорами завода в разное время были:
- Шиляес Степан Иванович – 1935 — 1936 гг.
- Ганженко – 1936 — 1937 гг.
- Константинов – 1937 — 1939 гг.
- Масляев – 1939 — 1940 гг.
- Зайцев 1940 — 1941 гг.
- Лопатин – 1941 — 1942 гг.
- Тюнин М.Н. – 1942 — 1943 гг.
- Серёгин – 1943 — 1951 гг.
- Ажар Борис Николаевич – 1951 — 1953 гг.
- Никитченко Арсентий Иванович – 1953 — 1963 гг.
- Шведов Иван Гаврилович – 1963 1970 гг.
- Люберцев Лев Николаевич – 1970 -1981 гг.
- Топоров Михаил Александрович – 1981 — 1997 гг.
- Малеванный Анатолий Данилович – 1997 — 2003 гг.
За годы, прошедшие после пуска первой партии пропитанной шпалы, многое изменилось. Появились новые цеха, построена котельная, бытовой корпус с раздевалками и душевыми, ремонтно-механический цех, электроцех, административное здание, в 2000 году введены в действие два новых цеха: цех шпалопиления и цех глубокой наколки и скрепления шпал винтами.
В феврале 2002 года завод переименован в Тайшетский шпалопропиточный завод Дирекции по ремонту пути Восточно-Сибирской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Через год произошло ещё одно переименование — в Тайшетский шпалопропиточный завод Дирекции по ремонту пути Восточно-Сибирской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Директорами завода в тот период работали:
- Иншев Евгений Дмитриевич – 01.10.2003 г. — 30.11.2003 г.
- Кричко Александр Кириллович – 01.12.2003 г. — 06.01.2006 г.
- Плотников Геннадий Аркадьевич – 04.07.2007 г. — 31.12.2008 г.
В связи с реорганизацией ОАО «Российские железные дороги» в 2008 году было создано открытое акционерное общество «ТрансВудСервис» (ОАО «ТВС»), филиалом которого и стал Тайшетский шпалопропиточный завод.
29 декабря 2012 года шпалопропиточный завод прекратил свою деятельность. Правда, официально его закрытие было обозначено не до конца понятными, но красивыми словами – перевод в режим консервации. Без работы остались почти 200 тайшетцев.
Причиной прекращения работы стала тотальная переориентация железнодорожной отрасли с использования деревянной шпалы на железобетонную.
К настоящему времени от ШПЗ остались только рожки да ножки в виде котельной, которая сменила собственника и сегодня отапливает около половины многоквартирного жилого фонда города.
А тогда, в 2012-м, местные СМИ опубликовали письмо почти бывших работников шпалозавода.
Наш Тайшетский шпалопропиточный завод был перевезен из Красноярского края в 1935 году. В 2010 году мы отметили 75 лет. Завод в городе был одним из ведущих промышленных предприятий. Вся наша Родина опоясана железнодорожными путями и одной из составляющих этих магистралей и есть наши пропитанные антисептиком деревянные шпалы.
В недалёком прошлом в нашей стране было 30 шпалопропиточных заводов, но с разделом СССР часть осталась на территории ближнего зарубежья. Оставшиеся заводы были в системе МПС. Но с нашей любовью всё менять: название улиц, городов, низших, высших подразделений мы стали подразделением ОАО « РЖД». Работы было много, планы были большие, но, несмотря на все передряги в стране, мы ни разу не сорвали плана пропитки шпалы.
Всегда показатели работы были прибыльными и поступления налоговых отчислений были ощутимы для города. В нашем небольшом городке было немало заводов с таким большим значением для строительства БАМа. Это, конечно же, наш шпалопропиточный завод, большой завод по ремонту дорожно-строительных машин (на всю Сибирь и Дальний Восток один такой) и немного позже был построен Тайшетский комбинат строительных изделий.
Но вот грянули 90-е годы и пошло. Законсервировали ТКСИ, затем ЗРДСМ. Сейчас эти «консервы» разграблены. Огромные корпуса стоят теперь как после бомбёжки. Нет в нашей стране такой охраны, которая смогла бы сохранить что- либо государственное. Но наш завод обошли стороной и лихие 90-е, и годы кризиса. Ведь людям и грузам в любое время нужно перемещаться, значит и поездам ходить, а отсюда и наши пропитанные шпалы были нужны в любой ситуации.
И вот теперь и наш завод переводят в разряд «консервы», а когда-то мы были стратегическим объектом с определёнными секретными данными. На наших пропитанных шпалах были построены подъездные пути Байконура, мы снабжали Дальний Восток узкоколейными шпалами, работали на Монголию, и где бы ни произошло какое-нибудь ЧП на железной дороге, мы были готовы выполнить любой план поставки пропитанных шпал для устранения последствий. А что уж говорить про БАМ! Всё снабжение шпалами было на нас. Ведь не зря про БАМ и наш Тайшет звучали песни Пахмутовой.
Но всё хорошее для нас и нашего завода осталось в прошлом, а что впереди? Идти работать с нашими специальностями некуда. Всё, кроме железной дороги и торговли развалено, сельское хозяйство — полный ноль, но и там стропальщики и пропитчики древесины не нужны. А ведь у нас дети и многие из нас живут в большинстве благодаря ссудам, кредитам и другим займам, и что теперь? Где взять средства для погашения? И всё это удовольствие нам устроили к 29 декабря. Для нас!
Не нужен календарь Майя, у нас уже наступил Армагеддон! С Новым годом, страна! Всё, что раньше было государственным, переходит в руки частников с московским управлением, как следствие, — уходит в небытие! Чем закончить эту попытку докричаться до тех ушей, которые могут всё: возродить промышленность, поднять сельское хозяйство, поднять на должный уровень железную дорогу, авиацию, сделать достойной старость и светлым будущее своему народу?
Дайте нам возможность работать! Не нужен этот профиль такого завода – зачем его рушить? Найдите применение оборудованию, площадям, рабочим рукам в другом полезном Родине деле!
Заместитель начальника ВСЖД Игорь Милостных так комментировал проблему:
— Шпалопропиточный завод действительно остановится на консервацию, и там останется только шесть человек. Из восьми шпалозаводов, работающих сейчас на территории РФ, продолжат свою деятельность только два. Тайшетский попал под сокращение в силу ряда причин. Главная из них – устаревшее оборудование. Зато совсем неподалёку, в Решотах, подобный завод будет работать и дальше.
Причина почти тотального закрытия шпалопропиточных заводов в том, что сегодня мы кладем пути исключительно на железобетонную шпалу. Два года назад ВСЖД имела около 13% уложенных на железобетонные шпалы путей. Сегодня таких 32%. К 2016 году весь Транссиб от Юрт до Петровского завода (в разрезе ВСЖД) будет на сто процентов закрыт железобетонной шпалой. Поэтому те объёмы деревянной, пропитанной шпалы, что были раньше, сегодня уже не нужны.
196 человек остались без работы. По возможности мы будем их трудоустраивать на другие железнодорожные предприятия. Вопрос о перепрофилировании ШПЗ пока не рассматривался.