Site icon Тайшет24

Наши люди. Дагестанский учитель и хранитель БАМа — Магомед Магомедов

Ровно 50 лет прошло с того момента, как первый БАМовский десант высадился на суровую сибирскую землю. Началось все с Тайшета. Эту станцию не зря называют воротами БАМа, ведь именно отсюда магистраль берет свое начало, здесь находится ее первый километр. Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4287 км.

А еще станция Тайшет — это крупный железнодорожный узел и значимая внеклассная сортировочная станция, в которой сходятся магистрали четырех направлений. С запада на восток здесь проходит Транссибирская магистраль, с Тайшета начинается Байкало-Ангарская магистраль. В южном направлении от нее отходит железнодорожная линия, связывающая город со столицей Хакасии Абаканом и Кузбассом.

Строительство первых путей проходило в тяжелых климатических и геологических условиях. Молодые специалисты приезжали сюда из разных уголков Советского Союза для освоения труднодоступного края.

Вот и наш герой – полковник полиции в отставке Магомед Нуралиевич Магомедов, руководивший Тайшетским ЛО МВД России на транспорте на протяжении 20 лет, приехал в Сибирь в далеком 1980 году по зову сердца с солнечного Кавказа. Тогда на биолого-химическом факультете Дагестанского педагогического института впервые проводилось Всесоюзное распределение молодых специалистов, среди которых был будущий выпускник.

— Когда я поинтересовался у декана, в каких регионах есть места, то среди прочих он назвал Иркутскую область – города Тайшет и Усть-Илимск, — рассказывает наш герой. — Не было в то время в стране человека, не знавшего, как расшифровывается БАМ. А насчет строительства магистрали во всех газетах, в том числе в «Комсомольце Дагестана» и «Дагестанской Правде» была информация, что город Тайшет является началом БАМа.

Действительно, дорогу строила вся страна — каждая республика, область, вуз, завод или фабрика отправляли на магистраль ударные комсомольские отряды. Вот и дагестанский выпускник решил присоединиться к стройке века. В августе 1980 году он приехал в Иркутск – в отдел учебных заведений Восточно-Сибирской железной дороги, а оттуда по распределению – в Тайшет.

Как разместить рекламу на этом сайте

Несмотря на то, что Магомед Нуралиевич не был строителем по специальности, у него, как у настоящего советского комсомольца, имелось огромнейшее желание присоединиться к общему делу страны, пусть даже в качестве учителя в городе первостроителей.

В тайшетской школе его встретили по-сибирски тепло, назначили классным руководителем в 8 «Б». Помимо уроков, молодой учитель активно занимался с детьми дополнительной подготовкой. Результат не заставил себя ждать! Ученики Магомедова стали занимать призовые места на олимпиадах по биологии как районного, так и областного масштаба.

— Когда только начинал работать, думал, что отработаю положенных три года по распределению и вернусь в родной Дагестан. Но для каждого человека написана своя судьба и менять ее бесполезно, — с улыбкой вспоминает Магомед Магомедов. — Я остался жить в Сибири: привык к суровым условиям, женился, появились дети и внуки… И потом — тут какой-то особенный сибирский дух, простор, большие открытые земли, а в Дагестане – все по-другому.

Байкало-Амурская магистраль многое дала стране: новые поселки и города, крупные месторождения. Попасть на БАМ – было очень почетно. Магомед Нуралиевич оказался причастен ко всему этому, сначала обучая детей БАМовцев, а потом — обеспечивая экономическую безопасность на объектах управления строительства «Ангарстрой».

В ноябре 1982 года, по рекомендации коллектива родной школы №14 и городского комитета комсомола, Магомед Магомедов был направлен на службу в ЛОВД на станции Тайшет. В те годы была такая практика, когда комсомольские и профсоюзные организации, коллективы рекомендовали своих лучших работников в качестве кандидатов на службу в правоохранительные органы. Результаты были положительные, так как комсомольцы чувствовали степень ответственности перед своим бывшим коллективом, на первоначальном этапе отчитывались перед вчерашними коллегами о своих успехах, поэтому все старались служить честно и добросовестно.

Свою службу в транспортной милиции лейтенант Магомедов начал с должности инспектора ОБХСС. Приоритетными направлениями деятельности сыскарей тех лет были преступления против социалистической собственности, хозяйственные преступления и должностные преступления УК РСФСР.

За вновь назначенным специалистом сразу закрепили наставника в лице опытного оперативника Бобырь Г.А. Молодой сотрудник отвечал за правопорядок в сфере строительства в организациях, входящих в Управление строительства (УС) Ангарстрой — структурное подразделение ГлавБАМстроя министерства транспортного строительства СССР с местом дислокации в Тайшетском районе, а также строительные организации Восточно-Сибирской железной дороги и шпалопропиточный завод.

На вопрос, какие преступления, связанные с БАМ, совершались в зоне его оперативной ответственности, Магомед Нуралиевич перечислил все, что так или иначе было связано с личным обогащением граждан, ведь в БАМ вкладывались колоссальные государственные активы. Наиболее частными были хищение строительных материалов и шпалы для строительства в частном секторе, мошенничество, завышение объемов выполненных работ, приписки и подделки документов, выделение квартир и приобретение автомашин по целевым чекам, манипуляция стажа работы с целью получения северного коэффициента для повышения заработной платы.

Служебная необходимость позволила Магомедову проехать вдоль и поперек весь участок БАМ, расположенный на территории Иркутской области и Республики Бурятия. Станции Гидростроитель, Вихоревка, Лена, Улькан, Гоуджекит и Северобайкальск стали для него знакомыми и понятными, такими, как родной Тайшет.

По результатам проверок и полученной оперативной информации Магомед Нуралиевич смог раскрыть ряд резонансных уголовных дел экономической направленности. Вот одно из них.

— Дело было возбуждено на основании собранных мною проверочных материалов, — вспоминает правоохранитель. – В адрес одной коммерческой организации поступила железнодорожная цистерна с зимним дизельным топливом в количестве 125 тонн, которая по разрешению генерального директора была переадресована на Тайшетский комбинат хлебопродуктов, оприходована и использована на нужды предприятия. Сотрудник фирмы по подложным документам получила на комбинат деньги за солярку, но из личной корыстной заинтересованности не оприходовала их, а присвоила себе. Мошенницу потом установили, допросили, она естественно призналась в преступлении и ущерб возместила, но в фирме работать уже не смогла, так как не было к ней у коллектива ни грамма доверия.  

Еще множество резонансных преступлений по экономической линии было раскрыто оперативником, а потом и начальником БХСС Тайшетского ЛОВД Магомедом Магомедовым. И дела были интересные, а фигуранты по ним – еще интереснее. Об одном таком — генеральном директоре «Тайшетстройиндустрия» — Магомед Нуралиевич рассказал подробно.

Высокопоставленный фигурант, являясь генеральным директором предприятия, используя подложные доверенности, в кассе строительно-монтажного управления гор. Тайшета получил наличные деньги в сумме свыше 11 миллионов рублей, которые присвоил себе. Кроме того, фигурант вместе со своим подельником, введя в заблуждение администрацию дочернего предприятия «Ангарстрой» под предлогом взаимозачетов получили продовольственные и промышленные товары, которые доставили в один из местных магазинов и реализовали.

Сообщники по подложной доверенности, введя в заблуждение администрацию Бирюсинского гидролизного завода, по накладной получили промышленные товары, которые реализовали там же на общую сумму 8 117 000 рублей. Деньги присвоили. Аналогичное преступление совершили с несколькими фирмами, причинив значительный материальный ущерб.

Сейчас Магомед Магомедов является заместителем председателя Совета ветеранов родного Тайшетского линейного отдела. Он помогает воспитывать молодое поколение правоохранителей советами, знаниями и своим практическим опытом.

Вот так дагестанский учитель стал хранителем Байкало-Амурской магистрали, оставаясь верным выбранной профессии до конца.

Фото из личного архива Магомедова М.Н.

Пресс-служба Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте