Некоторых водителей тяжеловесных машин бросает в мелкую дрожь, когда они видят Ирину Грибову в просторной кабине 40-тонной махины. За двенадцатичасовую смену она умудряется перемещать до 1000 тонн грузов вровень с представителями сильного пола.
На магистраль потомственная железнодорожница пришла работать маляром в 2003 году.
«Папа всю жизнь был трудоустроен в дистанции электроснабжения сначала инженером, а перед пенсией стал кладовщиком. Мама более 20 лет отработала в вагонном ремонтном депо. Родители жили в Тайшете, городе железнодорожников, и я пошла по их стопам», – говорит обладательница неженской профессии.
На 11 лет родным предприятием для неё стало вагонное ремонтное депо. Как-то раз коллеги подсказали Ирине идти учиться на двухмесячные курсы крановщиков, в цехе к тому моменту одна из работниц уходила на пенсию. Девушка не струсила, и вскоре ей выдали удостоверение с разрешением на высотные работы.
«Во время стажировки в 2008 году было очень страшно. В первый же день произошёл несчастный случай со слесарем, после этого я несколько месяцев боялась подниматься на кран и работать там, где всё произошло, – вспоминает женщина. – Однако меня, можно сказать, спасла эпидемия гриппа. Все крановщики – в вагонном депо ими были в основном дамы – заболели. И мне пришлось пять или шесть смен работать одной на шести мостовых кранах. Подавала на ремонт тележки, колёса и автосцепки. В сутки в депо находилась до 18 часов. Именно тогда у меня открылось второе дыхание. Успокоилась и взяла себя в руки».
Ирина считает, что работать маляром физически гораздо сложнее, чем крановщиком. И женщина в кабине крана выглядит куда предпочтительнее, чем мужчина, потому что она выносливее и спокойнее, работу выполняет более кропотливо.
Со временем она освоила специальность приёмосдатчика, однако работа на высоте с тяжёлой техникой затянула её и до сих пор не желает отпускать. В 2019 году, сразу же после открытия грузового двора, женщина трудоустроилась в дирекцию по управлению терминально-складским комплексом (ДМ) механизатором комплексной бригады.
«Можно ли сказать, что у меня железный характер? Да, конечно, – объясняет наша героиня. – Мужчины по-разному ко мне относятся. Коллеги уже привыкли, а водители приезжают и смотрят с опаской, некоторые даже за голову хватаются и отбегают подальше от погрузки. А кто-то пытается со мной флиртовать. На самом деле всё получается очень быстро и аккуратно. Не успевают опомниться, правда иногда для ускорения приходится громко сказать крепкое словцо».
Сегодня Ирина работает на одном из самых крупных и капризных козловых кранов грузового двора. Большую часть времени она проводит на высоте 16 метров, успевая при этом делать ювелирную работу. В день разгружает порядка 40–50 тяжёлых автомобилей с контейнерами и загружает около 20–30 платформ. Объём погрузки возрастает с каждым днём и за смену может составлять до 1000 тонн, в основном это сельскохозяйственная продукция, пиломатериалы и грузы из Китая.
«Ирина Николаевна – очень ответственный и дисциплинированный человек, она строго соблюдает правила охраны труда и промышленной безопасности, – подчёркивает начальник участка Чуна – Тайшет – Нижнеудинск ДМ Дмитрий Ковальчук. – В коллективе называем её хозяюшкой за отзывчивость и оперативное подключение к решению злободневных вопросов на тяжеловесной площадке».
Ирина вырастила двух сыновей, сейчас они живут и учатся за пределами Приангарья. В свободное время она занимается далеко не мужскими занятиями: летом выращивает цветы, ухаживает за огородом и увлекается вышивкой и шитьём бисером, из подручных материалов изготавливает светильники-цветы. Со временем женщина научилась не бояться подниматься по отвесной лестнице, особенно в сильную жару или снегопад. Смело держится за поручни и даст фору некоторым мужчинам.
Тимур Балашов, Гудок