Site icon Тайшет24

Наши люди. Учитель локомотивного дела Андрей Муравьёв

Машинист Андрей Муравьёв не так давно отметил 20-летие работы в эксплуатационном локомотивном депо Тайшет. За прошедшие годы он зарекомендовал себя не только как подлинный профессионал, но и как настоящий учитель, способный передать коллегам все тонкости мастерства. Знак «Лучший наставник Дирекции тяги» это лишь подтверждает.

Профессиональный путь Андрея Муравьёва на Восточно-Сибирской начался 9 февраля 2004 года. В этот день выпускник Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта, вслед за женой приехавший в Тайшет, был принят на работу в ТЧЭ-1.

«Вопросов с выбором профессии просто не было: папа – машинист с 35-летним стажем, – вспоминает он.Там же, в Улан-Удэ, машинистом работал мой старший брат Николай».

Сын нашего собеседника Даниил в настоящее время учится на третьем курсе Нижнеудинского колледжа железнодорожного транспорта. Само собой, на машиниста. Продолжить династию в перспективе побудил пример отца, чей портрет в июне 2022-го украсил Доску почёта локомотивного депо.

«Андрей Александрович является, наверное, лучшим наставником у нас в депо, – подчёркивает машинист-инструктор локомотивных бригад ТЧЭ-1 Кирилл Павликов. – Он многих высококлассных машинистов обучил и обкатал». Заслуги Андрея Муравьёва в этом деле признали: в сентябре 2020 года он удостоился знака «Лучший наставник Дирекции тяги».

Счёт его ученикам никто специально не вёл, но десятка полтора их наберётся точно.

В связи с блокировкой мессенджера Viber приглашаем всех в наш Telegram-канал

«Андрей Александрович – очень ответственный человек, – говорит один из них, машинист Константин Шаманов. – И главное его свойство как учителя – безграничное терпение, с которым сочетается умение очень хорошо и доходчиво всё объяснять».

Часть знаний наставник передаёт своим подопечным во время технических занятий в депо. Лишний раз, по его словам, локомотив со всеми его узлами полезно осмотреть и в статике. Однако львиная доля обучения происходит в динамике, на перегонах. Когда, к примеру, пропускаешь пассажирский состав, всегда можно найти время, чтобы пройтись с помощником по локомотиву и освежить знания о его системах. И в движении всегда можно рассказать о тонкостях работы, подробно комментируя свои действия.

Наставник, который сам водит поезда, кстати, предпочитает находиться в пути. Когда-то Андрей Муравьёв чуть больше полугода исполнял обязанности машиниста-инструктора локомотивных бригад. Но, признаётся, быстро понял: ему в деповской конторе слишком скучно, куда интереснее работать с людьми, находясь в кабине локомотива.

Тягу на линию подогревает неисчислимое множество нюансов, которые есть в деле управления локомотивом, тянущим за собой тяжёлый грузовой состав. Знание если не всех, то большинства из них составляет секрет мастерства, который прост на словах.

«Поезд, как говорится, нужно нести на руках, – делится им Андрей Муравьёв. – Автоведение и виртуальная сцепка, которые сейчас активно вводят, может, и удобны. Но ты должен чувствовать поезд буквально кончиками пальцев и планировать его ведение на перегон вперёд – тогда и нестандартных ситуаций не будет».

В середине нулевых ему, вчерашнему помощнику машиниста, эту науку преподавали в Нижнеудинском отделе дорожного центра обучения. Преподавали специалисты, за плечами которых были 20–30 лет вождения локомотивов.

Сегодня и педагогический состав, и технологии его работы изменились. Пандемия ковида и вовсе заставила перейти на дистанционное обучение. Для машинистов, уверен наставник из локомотивного депо Тайшет, оно просто неприемлемо. Здесь как в автошколе: ни самые детальные учебные фильмы, ни освоение теории во всей её полноте никогда не заменят практику за рулём.

«Сейчас «дистант» закончился, так что, думаю, опять к нам будут приходить грамотные ребята, умные и желающие работать», – заключает Андрей Муравьёв. Значит, будет, кому передать знания и обеспечить преемственность поколений на дороге.

Егор Щербаков, «Гудок»