Новость об увеличении стоимости проезда в общественном транспорте Тайшета наделала много шума. И, скорее, вопрос тут не в росте расходов и не в том, что теперь вместо 28 рублей придётся платить 30, а в качестве оказываемых услуг.
А эта тема практически бездонна.
Горожан в этой сфере не устраивает буквально всё. Начиная с состояния остановок общественного транспорта и заканчивая хамским поведением водителей.
Про остановки. Сколько их в Тайшете таких, где можно спрятаться от дождя и пронизывающего ветра? Где в нашем городе остановки, которые пусть и не полностью соответствуют всем требованиям закона, но хотя бы отвечают соображениям здравого смысла?
Чаще это бетонные плиты с подобием лавочки и скромным козырьком.
Сколько-то лет назад щедрые городские власти «раздали» некоторые остановочные пункты бизнесменам: дескать, поддерживайте порядок, а мы вам большое человеческое спасибо скажем! Предприниматели напряглись раз-другой и устали. Потому что все их потуги не вносили ровным счётом никакой красоты в общий бардак и неразбериху.
Горожане десятилетиями мёрзнут-мокнут на остановках, и в лучшую сторону ничего не меняется. И Бог бы с ним, если бы ожидание нужного автобуса или маршрутки протекало молниеносно. Но ведь порой на это уходит по 20-30 минут.
И здесь ребром встаёт вопрос соблюдения расписания маршрутчиками. Теоретически оно действительно существует, и водители изо всех сил стараются его придерживаться. Вот только никто из пассажиров этого графика в глаза не видел. А если и увидит, то это мало что изменит: любой автобус может запросто не выйти на линию (например, по причине поломки) или выбиться из этого графика. Поэтому подстраиваться под него совершенно бессмысленно.
При этом в нормальных городах, где сфера пассажироперевозок настроена, как часы, вполне себе работают мобильные приложения, через которые можно не только выяснить расписание движение транспорта, но и в режиме онлайн узнать, где в данную конкретную минуту находится интересующий вас автобус или трамвай и даже получить информацию о том, через сколько минут он прибудет на вашу остановку.
На этом фоне пассажироперевозки в Тайшете представляют собой нечто невразумительное, колхозно-провинциальное дело, которым занимаются дилетанты, помышляющие только о том, как бы побольше заработать.
Но если примерить на себя шкуру владельца такого бизнеса, то станет очень грустно. Голова у него главным образом болит о том, как поддерживать технику в более-менее работоспособном состоянии. Запчасти дорожают день ото дня, а маршрутки сыплются одна за другой. В том числе по причине потрясающего дорожного покрытия в Тайшете.
Другой не менее важной составляющей этого бизнеса являются кадры. Которых нет. Потому как ежедневно, с утра до вечера, кататься по убитым дорогам и взаимодействовать с людьми (каждый из которых богат своими достоинствами и недостатками), — это не каждому по зубам. Выдержать эту нагрузку за скромную зарплату способен в лучшем случае один из десяти. Может, эта проблема и не стояла бы столь остро, если бы в Тайшете можно было выучиться на категорию D, которая необходима для управления автобусами и микроавтобусами.
Ближайший населённый пункт, где можно получить такое «образование», — город Канск. Весьма сложно представить себе чокнутого фаната, который готов несколько месяцев поболтаться на чужбине, чтобы потом вернуться домой с заветной категорией и устроиться водителем маршрутки…
Требования, которые предъявляет закон к пассажироперевозчикам, весьма обширны и многогранны. И есть очень большие сомнения в том, что наши маршрутчики их соблюдают. Контролирующим органам в этой скользкой ситуации не остаётся ничего, кроме как закрывать глаза на очевидные прегрешения поднадзорных. И если сегодня плотно взяться за пассажироперевозчиков, то завтра их в городе не останется вообще.
Тут примерно та же тема, что и с тайшетскими службами такси. Теоретически они вроде и существуют, а по факту работают полулегально. Перечислять все требования к ним бессмысленно. Достаточно окинуть этот вопрос самым поверхностным взглядом и можно обнаружить целый букет нарушений. Начиная с того, что редкий автомобиль такси имеет соответствующие обозначения, которые иметь обязан (наклейки, шашечки), и заканчивая тем, что водители перед выходом на линию элементарно не проходят медосмотр.
Любимой забавой тайшетцев являются глубинные размышления на тему: «Почему в Тайшете за рубль мы проезжаем 10 метров, а в Красноярске 100?»
Наверное, здесь всё до предела понятно и пояснений не требует: в большом городе пассажиропоток существенно выше, там автобусам не приходится возить воздух. Оттого и финансовые обороты более увесистые. Ну и такое обстоятельство, как качество дорожного покрытия, тоже играет не последнюю роль: скакать по маршруту, как на коне, обруливая ямы, точно не приходится.
Но ведь в остальном всё так же: те же водители, которые умеют покурить за рулём, поговорить по телефону, при случае гавкнуть на пассажира. Те же пассажиры, которые не едят семечки с шелухой, а бананы с кожурой…
Зато у нас нет пробок! Иркутяне-красноярцы нередко проводят в них по часу-полтора в день (конечно, в зависимости от маршрута). Правда, отсутствие заторов в Тайшете с лихвой перекрывается убиением драгоценного времени на остановках в ожидании транспорта.
Есть в Тайшете ещё один потрясающий фактор. Даже невооружённым глазом отчётливо просматривается своеобразный «круг ненависти».
Пассажиры ненавидят маршрутчиков. Маршрутчики ненавидят пассажиров. А ещё водители общественного транспорта терпеть не могут всех других водителей. А те плохо относятся к маршрутчикам и крайне редко позволяют им по правилам дорожного движения с преимуществом выехать с остановки. Водители маршруток мстят и поэтому не заезжают в остановочные карманы, а останавливаются прямо посреди дороги.
Сфера пассажироперевозок в Тайшете однозначно нуждается в глобальном переустройстве. Начиная с состояния остановок, соблюдения графиков движения и заканчивая необходимостью пусть и не уважать друг друга, но хотя бы научиться относиться спокойно.
И уже давным-давно назрел вопрос о необходимости пересмотра маршрутов движения общественного транспорта. Нынешний формат не является приемлемым по простой причине: где-то у нас густо, а где-то пусто.
Фото из архива