Ледообразование в Иркутской области в этом году значительно замедлилось из-за аномально теплой осени. Плюсовые дневные температуры, дожди, выпавшие в конце ноября, ухудшили состояние ледового покрова.
В этот период закономерно возрос и риск происшествий. Трагедии произошли. На реке Витим в Бодайбинском районе и на водохранилище в Братском районе под лёд ушли автомобили. В первом случае погибла молодая женщина, водителю и второму пассажиру удалось выбраться. Во втором случае — двое мужчин, решившие доехать до места подлёдного лова рыбы по льду залива. Гибель двух рыбаков зарегистрирована также на водоёмах в Тайшетском и Братском районах. Роковой ошибкой стал выход на неокрепший лёд.
О том, почему несоблюдение элементарных правил приводит к таким последствиям, рассказал Андрей Карепов, начальник Центра государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Иркутской области.
— Андрей Витальевич, возможно ли вообще определить толщину льда без специальных средств? Может, многолетний опыт позволяет на глаз прикинуть, что вот в данный момент выход на него или выезд допустим?
— Это опасное заблуждение. По статистике, чаще гибнут люди, которые действительно имеют многолетний, так скажем, стаж подлёдной рыбалки, и местные жители, живущие рядом с водой, привыкшие к такому соседству и абсолютно уверенные в том, что опасности нет. Но толщина льда — не гарантия. Ведь его структура может быть нарушена под воздействием различных факторов: колебаний температуры окружающей среды, обильных осадков, подводных течений.
Наш регион испытывает и сейсмическую нагрузку. На Байкале при землетрясениях происходят мощные подвижки льда, возникают становые трещины, образуются торосы. Свидетелями этого неоднократно становились туристы, совершающие пешие прогулки по льду. Все как один говорят, что испытали в тот момент ужас перед стихией. Правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждённых постановлением Правительства Иркутской области, в период ледостава выход на лёд запрещён, равно как выезд на него вне ледовых переправ!
— К слову о них. Кто их оборудует. Как обеспечивается безопасность на переправах?
— В соответствии с отраслевыми нормами ледовые переправы — это продолжение дорог. Эти инженерные сооружения проектируют и оборудуют дорожные службы в соответствии с их назначением. Для безопасности движения водители должны соблюдать предписания дорожных знаков. Есть ограничения грузоподъёмности, скорости, указан допустимый интервал между транспортными средствами. Запрещены остановки, толчки, торможения, обгон, выезд за ограничительные вешки. Водитель и пассажиры должны отстегнуть ремни безопасности и опустить стекла, чтобы своевременно покинуть автомобиль при возникновении нештатной ситуации.
— Она может возникнуть и на переправе?
— Это, скорее, мера предосторожности. Случаи крайне редки и связаны с тем, что водители нарушают допустимую грузоподъемность. В целом состояние ледовых дорог ежедневно проверяют специалисты, ответственные за их эксплуатацию. При негативных изменениях структуры льда съезды к переправам оперативно перекрываются, выставляются соответствующие дорожные знаки. В наш адрес направляется уведомление о закрытии переправы.
— Какие основные ошибки совершают автовладельцы, пытаясь переправиться по льду?
— Сознательно нарушают существующие требования законодательства. И за это несут как административную, так и уголовную ответственность. Здесь есть и ещё морально-этическая сторона. Вряд ли кто-то из них задумывается, а что будет в случае гибели человека по их вине. Это страшная ноша, и прожить с нею оставшуюся жизнь — врагу не пожелаешь.
— Что чувствует инспектор ГИМС, когда в очередной раз достает из-подо льда автомобиль?
— Государственные инспекторы по маломерным судам непосредственно не занимаются подъемом автомобилей и поиском утонувших. Но при включении в состав следственно-оперативной группы находятся на месте происшествия и становятся невольными свидетелями реакции людей на гибель своих близких.
По информации Центра ГИМС ГУ МЧС по Иркутской области.