Интервью Творчество

Писатель-земляк Сергей Кузичкин: «Сильных людей на свете мало, но они есть»

Поделиться:

Я наслышана о нем давно, когда еще жила в соседнем регионе и работала в «Красноярской газете». Ближе к девяностым перебралась в Тайшет, устроилась в прежнюю «Бирюсинскую новь». Сергей Кузичкин, наведываясь к родственникам, нередко заходил к нам в редакцию.

Общались накоротке. Иногда он оставлял свои рассказы для литературной страницы «Бирюса» или свои новые книги.

Постоянно мелькала мысль взять у него интервью, сделать большой серьезный материал о творчестве земляка. Да всё как-то звезды не сходились.

А потом наступили другие времена. Но идея, некогда зародившаяся, не покидала. Месяца четыре назад твердо решила: пора! На помощь пришли электронная почта и Viber. Сбросила серию вопросов. И потекла вялотекущая переписка с добавлением ещё нескольких коротких тем с пожеланиями уточнить, расшифровать, дополнить или, наоборот, разрешением сократить.

Итак, Сергей Кузичкин – о себе, одноклассниках, родителях, творчестве и не только.


Писатель Сергей Николаевич Кузичкин

Как разместить рекламу на этом сайте

Родился в Тайшете 28 сентября 1958 года. Работал во многих городских, районных и многотиражных газетах Иркутской области, Красноярского и Алтайского краев.

В 2005 году окончил Высшие курсы в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве.

Лауреат нескольких престижных конкурсов.

Член Союза писателей России. Живет в Красноярске.


Все мы родом из детства

– Давайте начнём разговор с тёплой и светлой темы: все мы родом из детства. Каким оно было, ваше детство? Тем более у вас есть целый цикл маленьких рассказов-эссе под названием «Мир из окна». Они основаны на реальных событиях? Или вперемежку с литературным вымыслом?

– Конечно же, детство не отпускает человека от себя, наверное, до самых последних дней его. Это действительно самый светлый период в жизни каждого из нас, когда мы познаём окружающий мир. Я обычно старался приехать в Тайшет на день рождения матери – 29 августа, обязательно обходил улицы и дворы, где приходилось жить, и где так быстротечно пробежали, промчались мои детство и юность.

Отец, Николай Николаевич, родом из Тайшета, а вот дед из Калужской губернии. Прадед строил Транссиб и привёз с собой семью – супругу, дочь Полину и семилетнего сына Николая.

Мой дед, Николай Григорьевич Кузичкин, Почётный железнодорожник СССР, немало рассказывал о службе и Гражданской войне.

В первую мировую он учился в юнкерском училище в Иркутске. Время было непонятным для многих, пришлось деду вначале послужить в колчаковской армии, потом уйти в партизаны. В 70-х годах в газете «Заря коммунизма» публиковалась документальная повесть Адольфа Черневского «Шестая рота», где рассказывалось о том, как эта рота, воевавшая сначала на стороне Колчака, перешла к партизанам Шиткинского фронта. Там есть и о моём деде.

С главой МЧС Сергеем Шойгу. Красноярск, 1999 год

– Ух ты, какая насыщенная биография у вашего дедушки! Наверняка внук-писатель не мог в своих произведениях пройти мимо такой яркой личности?

– В романе «Двадцать лет и одна ночь» я рассказываю о нем. И в новом романе «Откос» прототип моего деда – Николай Григорьевич — работает во время войны заведующим железнодорожным клубом.

Возвращаюсь к детству. Жаль, не осталось дома моего деда по улице Партизанской. Там росла роскошная черёмуха. Я любил залезать на крышу дома и рвать ягоду. В августе бабушка стряпала пироги с черёмухой, сушила ягоду на зиму.

Ещё вспоминается из раннего детства дом на 13 квартир по улице Шлакоблочной, ныне Терешковой. Он находился недалеко от ГПТУ («фазанки») и железнодорожной больницы. Я помню снежные зимы 1965-1966 годов, когда деревянный забор «фазанки» накрывало снегом, и с горы можно было скатываться на лыжах. Что мы и делали. Помимо изданной книги о детстве «Мир из окна», где вместе с реальными историями есть и надуманные сюжеты, я продолжаю писать серию рассказов «Звонки из детства», и в одном из них повествую о трамплине, который соорудили у горки старшеклассники и на который мы, малышня, боялись даже зайти.

Помню в том же ГПТУ вагонетку, на которой вывозили от пилорамы опилки и раздавали всем желающим. Мы, мальчишки 8-10 лет, выбрав время, когда возле вагонетки никого не было, забирались в неё по двое-трое и катали друг друга. Иногда, разогнавшись, вагонетка слетала с рельсов и переворачивалась, а мы разбегались.

Интервью с актёром Виталием Соломиным. Алтайский край, 1991 год

Однажды к нашему дому трактор притащил настоящий железнодорожный вагон. Строители что-то собирались делать возле больницы, но, видимо, их планы поменялись, и вагон оставили на несколько дней. Естественно, в первый же вечер он был оккупирован ребятнёй. В него набивалось около тридцати человек собравшихся со всех ближайших улиц. Некоторые, с позволения родителей, даже остались ночевать на вагонных полках.

На Шлакоблочной улице у меня было полно друзей – моих ровесников. Недалеко находилась начальная школа №45, и мы почти все прошли там четырёхлетнее обучение. Помню братьев Чугуновых – Витьку и Сашку (к сожалению, рано ушедших из жизни), Валерку Куликова – будущего инженера завода по ремонту дорожно-строительных машин, одноклассников Сергея Бекарева, Сергея Дронова, Генку Леонтьева, талантливого парня Володю Черезова. Пути-дороги наши разошлись, и я не знаю, где они теперь. С 1984 года, почти сорок лет, не живу в Тайшете.

Со Шлакоблочной в 1967 году мы переехали на улицу Бурлова, первоначально она называлась Спортивной. Наша пятиэтажка была построена одной из первых в городе. На первом этаже располагались два магазина, кафетерий, ателье, парикмахерская. Дом на 64 квартиры, и мы все – и взрослые, и дети – знали по фамилиям и именам всех жильцов нашего дома. Детей было много. В зимние каникулы, в морозные дни мы устраивали прямо в подъездах спектакли. Сценарии придумывали сами, брали в основном сюжеты известных сказок. На наши спектакли приходили даже взрослые. И кому-то из них пришло в голову обратиться в СУ-21, к которому относился наш дом, с просьбой построить во дворе сцену. И нам такую сцену соорудили, а ещё и кулисы, где можно было переодеваться перед выходом на сцену. В общем, целый летний театр. Назвали его «Светлячок». Два года, вернее два лета мы давали там импровизированные концерты, на которые десятками собирались зрители. Одни приносили свои табуретки и стулья и расставляли их поближе к сцене, а другие смотрели прямо из окон своих квартир.

В начале семидесятых в нашу жизнь ворвался футбол и долго не отпускал. В начале сезона 1971 года в чемпионате Советского Союза по футболу неожиданно лидерство захватила команда «Заря» из Ворошиловграда, через год ставшая чемпионом Союза, и мы, по аналогии, назвали свою команду «Заря» из Тайшетграда.

Интервью с писателем Григорием Баклановым. Красноярск, 1998 год

Почти все мальчишки нашего пятиэтажного дома по улице Бурлова, 10 «заболели» футболом. Построили футбольное поле (сейчас это место застроено гаражами), к нам подключились сверстники из близлежащих домов, и довольно быстро сложилась неплохая футбольная команда. В 1973 году мы даже стали победителями районного соревнования на приз «Кожаный мяч».

Алексей Сатонин, Василий Фролов, Павел Шиляев, Пётр Саломай, Валерий Моисеев, Виктор Литвинков, Александр Холкин, Владимир Токарев – вот далеко не полный состав той команды из школы №85.

А через два сезона, когда уже учился в ГПТУ, в начале мая сломал руку. Детские турниры по футболу на приз «Кожаный мяч» в то время в Тайшете набирали популярность и разыгрывались по нескольким возрастным группам. И меня, отстранённого от игр, с переломанной рукой, попросили подготовить дворовую команду из 12-13- летних ребят, участвующую в средней группе. Так неожиданно для себя я стал тренером. Надо сказать, что у нас во дворе уже подрастала достойная смена взрослой команде – Гена Жуков, Слава Щербатюк, Саша Баранов, Саша Грибовский, Сергей Мазихин, Валера Протопопов, Сергей Муратов, Олег Сатонин. Команда укрепилась ребятами из посёлка РМЗ, куда наша семья переехала в 1975 году, двумя Олегами – Юферовым и Карпухиным. Дважды, в 1975-м и 1976-м годах, до моего ухода в ряды Советской армии, наша «Заря» становилась победителем городских соревнований в средней группе, и мы даже принимали участие в зональных турнирах «Кожаного мяча».

Конечно, вспоминая о детстве, не могу промолчать о родителях. Отец прожил мало – всего 46 лет и, сколько помню, всё время работал слесарем подвижного состава в вагонном депо станции Тайшет. А вот мать моя, Валентина Андреевна, почти сорок лет была штукатуром-маляром в одной из лучших бригад отделочников «Ангарстроя» Валентины Девятовой. Это благодаря матери мы каждые три-пять лет улучшали свои жилищные условия. На улицах Шлакоблочной и Бурлова мы жили вшестером – бабушка – материна мать, мама, отец, две мои младшие сестренки, Ольга и Лена, и я – в двухкомнатных квартирах, а вот уже на улицу Полевую в посёлок РМЗ, теперь микрорайон имени Пахотищева, переехали уже вчетвером, без бабушки и отца.

Конечно, рифма «хромала»

– Ну, а теперь о творчестве. Когда в вас проклюнулся литературный талант? С чего начинался путь в журналистику?

– Я думаю, что творческое начало зародилось именно в то время, когда мы делали спектакли в подъездах дома №10 по улице Бурлова, а потом на летней сцене «Светлячка». Мне приходилось быть и режиссёром, и на ходу придумывать сценарии, и сочинять для исполнителей даже восьмистишия. В зиму 1969-1970 годов меня, что называется «прорвало».

Помню, однажды делая уроки, вдруг стал выдумывать рифмованные строки про зиму и зябнувших на морозе синичек, и заносил на бумагу, которой обклеили на зиму окна. Конечно, не всё было у меня там гладко. Где-то «хромала» рифма, а о размере я и не думал. Примерно за два месяца (декабрь и январь) я исписал всю наклеенную на оконные рамы бумагу. Нашлись и свои почитатели. В основном подруги моих сестёр. Они приходили, когда меня не было дома, и в моё отсутствие читали мои сочинения. Оконная литературная галерея просуществовала примерно до апреля и исчезла, когда отмыли окна и рамы.

Конечно, все эти опыты нельзя назвать серьёзной попыткой литературного труда. Как, наверное, нельзя назвать серьёзными стихотворения, которые, будучи курсантом танковой части в Чите, отправил в окружную газету «На боевом посту».

Пожелание от лучшего футболиста Европы 1986 года Игоря Беланова. Красноярск, 1999 год
Из газеты – в большую литературу

— Первой моей публикацией в тайшетской газете «Заря коммунизма» стал рассказ «Совсем простая история», вышедший первого января 1980 года. Тогдашний председатель литературного клуба «Бирюса» Петр Сергеевич Шумков за рассказ меня похвалил, и я тут же засел за новые произведения. В течение 1980 года было опубликовано ещё два моих рассказа «Мир из окна» и «Радуга», а ровно через год в новогоднем развороте газеты «Заря коммунизма» вышла новелла «Моя Вероника».

О «Радуге» хочу сказать отдельно. Идея рассказа родилась быстро и была осуществлена буквально за полчаса. В июле 1980 года я шёл домой и неожиданно попал под небольшой дождик. Дождь прошёл и над полем, сейчас там дома микрорайона Новый, вспыхнула радуга. Посияла тоже недолго и растворилась. А я подумал: а вдруг она не просто исчезла, а рассыпалась на кусочки, упала на землю и проросла цветами. Придя домой, быстро написал историю про мальчишек, бегущих к радуге, чтобы поймать падающие с неба радужные камушки.

В тот же день я принёс рассказ в редакцию, а Пётр Сергеевич, не став дожидаться очередного выпуска клуба «Бирюса», поставил его на четвёртую страницу очередного номера газеты, посоветовав мне отправить рассказ (новеллу, как он назвал) в журнал «Пионер». Что я и сделал на следующий день, аккуратно переписав новеллу. Примерно через месяц пришёл ответ от литературного консультанта «Пионера» Натальи Соломко, детской писательницы. Она сообщала, что хочет отдать мою новеллу в сборник молодых писателей России, если я не против.

Естественно, я был не против! Наталья попросила меня прислать ещё что-нибудь из написанного и отправила мне в трёх экземплярах анкету молодого писателя России. К ней нужно было приложить целых восемь фотографий. Я тут же с вдохновением сочинил полуфантастический рассказ «Воспоминание о белом журавлике», заполнил анкету, сделал фотографии, и всё это отослал в Москву.

Наталья ответила, что в Союз молодых писателей меня приняли, а вот рассказ о журавлике покритиковала. Заодно сообщила, что книга с моим рассказом поставлена в план печати на 1983 год.

На дворе ещё стоял год 1980-й! Конечно, я обрадовался, хотя и засомневался – за три года всё может поменяться.

Забегая вперёд, скажу, что, слава Богу, ничего не поменялось и книга «Несерьёзные дети» вышла стотысячным тиражом в 1983 году. Я получил гонорар 152 рубля. Через пять лет, в 1988-м, она была переиздана и на обложке, в отличие от первого издания (с изображением детей, идущих в школу) красовалась радуга.

Участник Поезда Победы, посвященного 50-летию Победы. Москва, 1995 год

Никакого желания становиться журналистом не было – только писателем! Тем не менее, ставший моим наставником Пётр Сергеевич Шумков завёл меня однажды в кабинет редактора. Владимира Георгиевича Мазихина я знал лично. Он жил в соседнем доме, а его сын Сергей играл в детской команде, которую я тренировал.

Надвигался праздник 8 Марта, и Владимир Георгиевич с Петром Сергеевичем предложили мне написать о бригаде штукатуров-маляров, где работала моя мать. Отказать я не мог и пообещал попробовать. Через неделю принёс материал, который вышел в газете к женскому празднику.

1980-й – год 35-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и газета «Заря коммунизма» объявила конкурс среди нештатных авторов на лучший материал о фронтовиках. Я написал целый очерк о ветеране ЗРДСМ Павле Константиновиче Федулове и занял в конкурсе второе место, за что был премирован 20 рублями.

Дальше – больше. Я попробовал писать репортажи и делать интервью не только с завода. Писал про вагонное депо, работников станции Тайшет, освоил школьную тему.

Когда жизнь забросила меня в Алтайский край, то я, предлагая местным газетам свои рассказы, буквально через неделю-другую становился штатным сотрудником редакции. Надо сказать, что в отличие от тайшетской газеты, где в то время работали сильные журналисты Владимир Кулеш, Татьяна Конотопцева, Александр Журавлёв, Лидия Муханова, Людмила Шипановская, Татьяна Козлова, в алтайских районках корреспонденты были слабее. И я, видимо пройдя неплохую школу, быстро выбивался там в передовики. Начинал в отделе писем, но постепенно переключился на сельское хозяйство. Все это очень пригодилось потом, когда я приехал работать в Красноярский край, в село Шалинское, газету «Манская жизнь». Здесь я считался уже основательно «набившим руку» газетным спецом, и со мною там даже никто и не пробовал конкурировать за количество строк и ведение различных рубрик. А самое главное, за три года работы здесь я опубликовал полное на то время собрание своих литературных сочинений. Включая фантастическую повесть «Эксперимент «Луч будущего».

Примерно через год работы в Шалинском я почувствовал, что мне тесновато в рамках районной газеты и стал сначала по почте, а потом приезжая лично, предлагать свои материалы в красноярские СМИ.

В 1996 году произошёл крутой поворот в моей жизни. Мне предложили стать редактором возрождающейся на комбайновом заводе многотиражной газеты. Предоставили комнату в общежитии завода, и я переехал в Красноярск.

Прошло немного времени, и меня пригласили во вновь создаваемую «Автодорожно-транспортную газету». Коллектив там собрался боевой. Среди них немало было специальных корреспондентов центральных газет и журналов. Описывая жизнь и дела автодорожников, автомобилистов, сотрудников Госавтоинспекции, я исколесил весь Красноярский край.

В 2002 году произошёл ещё один крутой поворот в жизни, получил приглашение на работу в «Красноярский железнодорожник». Постоянно бывал в командировках в Хакасии, Кемеровской области, и даже в Москве.

В «Железнодорожнике» мне работалось легко и многое у меня получалось, что называется с «первого дубля». Приходилось сопровождать начальника дороги в его рабочих инспекционных объездах, освещать визит на Красноярскую дорогу Геннадия Матвеевича Фадеева, тогдашнего министра путей сообщения России.

Нередко публиковался и в центральной железнодорожной газете «Гудок», получая за свои материалы неплохие по тем временам гонорары.

Конечно же, насыщенная журналистская жизнь отнимала много времени, но, тем не менее, я продолжал писать рассказы и даже повести и к 2003 году издал небольшими тиражами трилогию «Времена и Бремена» («Исповедь сорокалетнего мужчины»), состоящую из книг «Время невостребованной любви», «Время пьяных мужчин», «Время зрелых женщин». По этим книгам меня приняли в Союз писателей России.

Если 1996-й и 2002-й, считаю, крутыми поворотами в моей жизни, то 2003-й совершил ошеломляющий вираж.

В январе меня приняли в Союз писателей России, в апреле утвердили в Москве, в июне выдали писательский билет, а в начале сентября получил вызов из Литературного института на двухгодичную учёбу. Что не маловажно – на бюджетной основе. Перед этим прошёл большой творческий отбор и попал в число 30 счастливчиков, зачисленных на курсы со всего СНГ.

Учёба в Литературном институте, в центре столицы, на Тверском бульваре, общение с лучшими профессорами русской словесности – фантастическое время. К нам приезжали преподаватели из МГУ, ВГИКа, Высшей экономической школы. Мне посчастливилось слушать лекции легендарного профессора, в прошлом диссидента, а в последствие, как он сам себя называл, «романтического коммуниста» Александра Зиновьева.

За время учёбы на Высших литературных курсах мы часто посещали по пятницам Центральный дом литераторов, где проходили встречи с известными писателями и актёрами. Так нам повезло побывать на встречах с Сергеем Михалковым (дважды), Евгением Евтушенко, Юрием Бондаревым, народным писателем Башкирии Мустаем Каримом, Валентином Распутиным, Владимиром Крупиным. Известными актёрами Георгием Жжёновым, Михаилом Ножкиным, Василием Лановым, Юрием Назаровым, Сергеем Никоненко, Лидией Скобцевой, Людмилой Зайцевой и, поверьте, многими-многими другими литераторами, композиторами, исполнителями песен. Учащиеся литературных курсов, как и студенты Литинститута, имели право бесплатно посещать спектакли некоторых московских театров, чем тоже мы пользовались. Особенно часто я бывал в театре Моссовета. Помню незабываемого «Короля Лира» в великолепном исполнении Михаила Казакова.

Тогдашний ректор Литинститута добился от правительства Москвы, чтобы для студентов (в том числе заочников) и учащихся Высших литературных курсов в дни учёбы были организованы бесплатные обеды. Мы получали стипендию. Правда, небольшую, 400 рублей в месяц, и многие из нас в свободное от учёбы время подрабатывали. Я сразу отправился в редакцию «Гудка», где меня заочно уже знали, и стал регулярно получать задания. Когда учился на втором курсе, на меня обратили внимание в редакции газеты «Московский железнодорожник», и, не оставляя учёбы, стал штатным корреспондентом газеты.

Памятным стало участие в проекте «Эшелон Победы». В 2005 году отмечалось 60-летие Победы над фашисткой Германией, и в РЖД решили провести акцию «Эшелон Победы». 5 мая от Белорусского вокзала отправились в Брест журналисты московских газет, писатели, поэты, композиторы, артисты, ветераны-железнодорожники.

На первом же обеде в вагоне-ресторане рядом с нами оказались Александра Пахмутова, Николай Добронравов, поэты Андрей Дементьев и Лариса Васильева, а распорядителем стола был улыбающийся и весёлый Иосиф Кобзон.

Брест, Минск… Вместе с пассажирскими вагонами в состав эшелона входили грузовые платформы, на которых были закреплены танки Т-34 и артиллерийские орудия времён Второй мировой войны. Это были незабываемые встречи: марш Славянки, песни военных лет в исполнении любимых артистов, пляски, восторженные возгласы зрителей.

На обратном пути эшелон делал остановку, и почти все его пассажиры посетили Бородинское поле.

К вечеру 8 мая мы вернулись в Москву, а через два дня я принёс в редакцию репортаж на две газетные полосы с фотографиями о «Поезде Победы». На планёрке материал признали лучшим, и автору выплатили премию и повышенные командировочные.

За два с половиной года жизни в Москве я публиковался несколько раз в популярном еженедельнике «Литературная Россия», альманахе «Московский Парнас», «Московском литераторе». В издательстве Литинститута мы выпустили три книжки – сборники стихов и прозы учащихся Высших литературных курсов и общеинститутский сборник «День поэзии Литературного института».

В 2004-м «Литературная Россия» издала сборник лучших произведений года, куда вошёл и мой рассказ «Знакомство по объявлению».

Издательство «Амадеус» отдельной книжкой тиражом 30000 экземпляров издало мою повесть «Андрей+Наташа» («Шуруп и Вобла»), правда, назвав её мини-романом.

По итогам 2006 года «Московский Парнас» объявил меня лауреатом альманаха в номинации «Проза».

И писатель, и издатель

— Именно по образу и подобию «Московского Парнаса» я рискнул издать в Красноярске альманах «Новый Енисейский литератор». Спонсоров никаких не намечалось, и мы решили сделать номер вскладчину. Я разработал концепцию альманаха, написав в предисловии, что первый номер может быть и последним.

Однако, узнав, что «приехавший из Москвы писатель» собирается издавать новый журнал, молодые и не очень литераторы потянулись к нам в редакцию. Объявление прозвучало в середине июля, а 12 августа 2006 года вышел первый номер «Нового Енисейского литератора». Активисты раздарили несколько экземпляров приехавшим в Красноярск писателям, и вскоре о нашем альманахе узнали в других регионах России.

Проект разрастался, я получил поддержку и от своих однокашников по Высшим литературным курсам, и они стали присылать свои произведении и приглашать новых авторов из своих регионов.

В 2009-м мы решили попробовать сделать приложением к альманаху – журнал для детей школьного возраста, назвав его «Енисейка».

«Енисейка» оказался не единственным реализованным проектом нашим редакционным советом. В 2007 году мы выпустили биографический и библиографический справочник литераторов Красноярского края, куда попытались включить всех пишущих и хотя бы один раз публиковавшихся авторов. Через год группа композиторов и поэтов-песенников предложила издать сборник песен с текстами и нотами. Уже в ходе работы проект расширили, записав большую часть вошедших в сборник песен на аудиодиски.

Приятно, что в альманахе принимали участие и тайшетские авторы Татьяна Литвинова, Сергей Стахеев, Анатолий Радионов, а Надежда Дегтярёва была первым победителем конкурса короткого рассказа, а позже –лауреатом нашего альманаха.

– Не скромничайте, расскажите о своих литературных победах.

– В 2008 и 2010 годах я становился лауреатом конкурсов «Золотой листопад», организованный иркутским детским журналом «Сибирячок»; в 2009-м – дипломантом Международного конкурса детской и юношеской литературы имени А.Н. Толстого за книгу рассказов «Мир из окна». В 2017-м получил третью премию имени С.В. Михалкова в номинации «Лучшая книга года», учреждённую Международным сообществом писательских союзов.

В 2011 году я закончил начатый ещё в 2004-м в Москве роман в четырёх книгах «Двадцать лет и одна ночь» («Избранники Ангела»), который был издан отдельной брошюрой. Книга номинировалась и попала в лонг-листы 2013 года таких литературных премий, как «Ясная поляна» (имени Л.Н. Толстого), имени А. Дельвига (учреждена «Литературной газетой»), имени И.А. Бунина (Союз писателей России).

История одной семьи и события, происходящие с героями, показанные в четырёх разных версиях, вызвала интерес у определённого круга читателей. Книга попала в библиотеки других городов России и даже была приобретена Пристонским университетом США.

В 2016 году переиздана с солидными дополнениями (новыми рассказами) книга «Мир из окна». Около 240 экземпляров купили красноярский библиотечный коллектор и московский фонд М. Д. Прохорова.

Очень интересным был год 2018-й. Меня наградили Почётной грамотой Союза писателей России, а так же вручили медаль «Василий Шукшин» (№322), учреждённую Союзом писателей России и редакцией журнала «Бийский вестник».

За последнее десятилетие мои рассказы публиковались в Венгрии, Норвегии, Канаде, Казахстане, Белоруссии, США. И, конечно, во многих российских журналах.

Только доверять!

–Ваша беспокойная творческая натура наверняка уже погрузилась в новый проект?

– Сейчас работаю над новым романом «Откос», в котором три героя. Преступник, убегающий от преследования и выпрыгнувший под откос на ходу из пассажирского поезда, девушка-фельдшер, каждый день спешащая на работу вдоль железнодорожного пути (откоса) и путевой обходчик, ежедневно проходивший путь от станции до моста через Бирюсу. События развиваются в Тайшетграде, Граде на Бирюсе и небольшой станции Бирюсинка.

Опубликованы несколько историй из цикла рассказов «Звонки из детства» («Дом на Шлакоблочной»), а также серия новых рассказов о странноватых людях «Восхищение одержимых». Так что творческая работа продолжается.

– Жизнь нас постоянно чему-то учит. А какие жизненные уроки вы получили?

– Главный, пожалуй, вывод из прожитых лет: будь верен себе, сказанному тобой слову, данному обещанию. Считаю, что если поступать честно и жить открыто, судьба будет тебе благоволить. Наверное, не станешь долларовым миллионером и депутатом Госдумы, но на своём поприще удача и успех будут идти рядом с тобой.

– Верить или не доверять? Вы на что опираетесь в жизни?

– Конечно – доверять! И только доверять! Если тебя обманул человек, верь, что это не со зла. Прости и поверь ему снова. Сильных людей на свете мало, но они есть. Я, наверное, не из их числа, но верю в то, что в каждом человеке хорошего больше, и если он бывает злым и не добрым, то это от того, что он чего-то в жизни недополучил. Ласки, тепла, образования…

– Ваша литературная судьба сложилась более-менее благополучно. Что за этим стоит: удача, везение, труд?

– В любом деле очень нужны настойчивость и удача. Труд на первом месте. Здесь важно не замечать промахи и двигаться вперёд. И удача придёт. Обязательно. А когда придёт, радоваться нужно искренне, но недолго, и снова трудиться.

– Часто наведываетесь в Тайшет? Кто здесь из ваших родственников остался?

– К сожалению, не стало моей мамы. Она умерла в мае и похоронена, по её желанию, на кладбище своей родной деревни – в Серафимовке. Теперь не к кому приезжать в Тайшет в августе. Одна моя сестра живёт на станции Байроновка, вторая – в Минусинске. В Тайшете остался мой сын, но у него свои дела и заботы. От литературы он далёк. Внук мой, Вадим, сейчас служит на Тихоокеанском флоте, внучка учится в Канске.

– Кто составляет ваше ближайшее окружение сегодня?

– Супруга Елена. Она пишет стихи. На мой взгляд, довольно хорошие, но поэтессой себя не считает. Печатается под псевдонимом и многие даже не знают, что это публикация моей жены.

Круг друзей в последнее время составляют красноярские писатели. В основном те, с кем делаем альманах «Новый Енисейский литератор». Один раз в месяц мы собираемся на встречи в краевой библиотеке, и порой в зале не хватает мест. Вот и нынче, в августе, несмотря на пандемию и осторожность людей, собралось более 50 литераторов из Красноярского края.

– Можно дамский вопрос: как вы относитесь к старости? Возрастные изменения ощущаете?

– Да, время летит. И с каждым годом всё быстрее. Иногда в ритме жизни, от выпуска одного номера альманаха до другого, некогда остановиться и осознать, сколько тебе уже… Вспоминаю невольно сентябрь, свой день рождения. Понимаю, что уже немало, но пока, думаю, скандинавские палочки, с которыми ходят красноярские пенсионеры, меня ещё подождут с десяток лет.

Валентина Кайнова, Бирюсинская новь

Love
Haha
Wow
Sad
Angry

Чтобы сообщить новость, напишите в наш Telegram-бот или на e-mail news@t24.su.