Site icon Тайшет24

Почему подростки готовы на всё ради популярности в соцсетях?

В Госдуме подготовят законопроект об ужесточении наказания для несовершеннолетних за истязания детей, а также своих сверстников. Поводом для нововведений стал случай, произошедший в одном из районов Москвы, когда школьница ударила ногой ребенка во время записи видеоролика с подругой.

Информация появилась в Telegram-каналах и быстро разлетелась по сети. Позднее девушки удалили аккаунт, а столичный следственный комитет возбудил уголовное дело по данному вопросу.

О подростковой агрессии и о том, какие меры могут применяться в подобных ситуациях рассказала директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета, профессор Вера Никишина.

Погоня за популярностью на стыке цифровой и нецифровой реальности

По словам эксперта, мотивы власти и славы — это мощные регуляторы человеческого поведения. На несформированную психику эти стимулы оказывают большее влияние, чем на взрослого человека. Мы знаем десятки печальных историй, когда подростки угрожают собственной жизни и здоровью из-за стремления к популярности, а совершить такие действия по отношению к другому человеку, к сожалению, даже проще.

Вера Борисовна подчеркивает, что дело не только в мотивации такого поведения, но и в отсутствии социальных границ. Это проблема не столько самих подростков, сколько взрослых, которые должны помогать детям эти границы устанавливать. Еще один нюанс заключается в том, что сейчас психика детей и подростков формируется в условиях взаимодействия двух реальностей — цифровой и нецифровой.

Длительное пребывание в цифровой среде меняет уровень осознанности: подросток считает реальным только то, что зафиксировано в контенте. Получается так, что действия по формированию этого контента практически не поддаются критической обработке. Если целью становится что-то, дающее возможность выделиться и проявиться, то подросток не применяет к своим действиям критическое мышление, это и есть основная проблема.

В связи с блокировкой мессенджера Viber приглашаем всех в наш Telegram-канал

Несоразмерная агрессия в подростковом возрасте

Программа агрессии и программа страха — это две конкурентные программы, которые на базовом уровне встроены в наш мозг. Они присутствуют у каждого человека с самых ранних этапов развития в разной мере и степени. Базовый регламент их существования определяется двумя стратегиями.

Первая ситуация — когда ребенок живет в большом количестве страха, и у него эта программа сильно активирована. Тогда непременным следствием будет переход на программу агрессии. Дети и подростки, которые много боятся, подвергаются стимуляции этой программы со стороны социальной среды, что и приводит к агрессивному поведению.

Вторая стратегия встречается в случаях, когда программа страха отсутствует. Это псевдосоциальное бесстрашие, которое оправдывается распространенной установкой: тебе ничего за это не будет, потому что ты — несовершеннолетний, ты — ребенок, и тебе все можно. Подобное подавление программы страха приводит к непроизвольным агрессивным формам поведения подростков в цифровой социальной среде.

Программа агрессии начинает управлять поведением не только в ситуациях, которые не исключают возможность такой реакции, но и в тех случаях, где не предполагается никакого негативного отклика.

Отношения братьев и сестер внутри семьи

Достоверной статистики распространенности агрессивно-насильственных способов взаимодействия между сиблингами — детьми одних родителей, особенно в иерархии старший-младший, сейчас не существует.

Однако, основное условие возникновения таких отношений — отсутствие социального контроля со стороны взрослых, попустительское поведение и игнорирование жалоб детей. Также большую роль играют и те способы агрессивного воздействия, которые применяют сами родители.

Здесь встречается такая установка: если родитель проявляет агрессию в отношении ребенка, то он получит агрессивный отклик первоначально на того, кто рядом и слабее — на младшего брата или сестру. Только потом этот перенос проявится в детско-родительских отношениях.

Рекомендации для родителей

Вера Борисовна подчеркивает, что в подобных ситуациях, очень сложно давать общие рекомендации, потому что они не учитывают конкретные ситуации. Однако то, что родители несут полную ответственность за качество отношений детей в семье, является неоспоримым фактом. Именно взрослые управляют теми факторами, которые влияют на характер взаимоотношений. К примеру, важно придерживаться постоянного равномерного распределения внимания взрослых между детьми.

При этом приоритетность может варьироваться в течение дня или в течение определенного периода, но с обязательными комментариями, почему сейчас родитель уделяет одному ребенку больше внимания, чем другому. Ценность отношения к каждому ребенку должна множество раз проговариваться. Если взрослый считает, что он показывает ребенку его ценность единожды сказанным словом «люблю» и тем, что он для него делает — этот родитель находится в иллюзии и в заблуждениях. Не всегда такая форма является очевидной для детей.

ИА Тайшет24