Владимир Михайлович Рожков – ровесник города. В марте он отмечает 85-летний юбилей. Сейчас, на склоне лет, нередко думает, как сложилась бы его жизнь, не стань он железнодорожником. Или, согласившись в свое время на перевод в областной центр, в какую сторону повернула бы его судьба. Но крепко держала Владимира Михайловича тайшетская железная дорога. Не отпускал город, который рос, благоустраивался, хорошел на его глазах. А потому сложилось так, как сложилось.
Он родом из Амурской области. Был ещё ребёнком, когда семья переехала в Берёзовку. Закончил семь классов и поехал учиться в Красноярск, поступил в школу военных техников. Окончил и вернулся домой в 1956 году. В неполные восемнадцать лет началась его трудовая биография на станции Тайшет.
– Город тогда и сейчас – это как небо и земля. В памяти – одни деревянные дома, развалившиеся бараки, вокзал неказистый, весной и осенью, да и летом после дождей — грязь по колено. Вечно длинные очереди на переезде, была большая проблема попасть из одной стороны города в другую. Вся городская жизнь была сосредоточена в южной части, как сейчас принято говорить, в старом городе. Основная часть населения работала на железной дороге.
Сначала он стал дежурным по парку. Самая низкая, начальная ступень. Через год – маневровый диспетчер. Через полтора – дежурный по станции. Ответственный, требовательный, инициативный. Руководство быстро разглядело в нём задатки лидера и поэтому продвигало по службе. Станционный диспетчер, начальник горки.
По службе частенько пересекался с Геннадием Матвеевичем Фадеевым, возглавлявшим тогда коллективы Нижнеудинского, а позже Тайшетского отделения дороги. Он и порекомендовал Владимира Михайловича на должность начальника станции. Но «сверху» сказали: пусть Рожков ещё поучится, в заместителях походит, и прислали нового руководителя из Вихоревки.
Тот приехал и, естественно, начал наводить свои порядки. Не сложился у них прочный тандем, не смогли они работать в одной упряжке. Нередко решения своего заместителя новый начальник категорически отметал, что не всегда положительно сказывалось на производственном процессе. Поезда частенько простаивали. Поездка из Иланской до Тайшета занимала чуть ли не восемнадцать часов. Сейчас — всего три.
– Мне это не нравилось. А Фадеев тогда уже был начальником отделения в Красноярске. Говорю ему: забери меня отсюда!
И вскоре Владимир Михайлович Рожков стал начальником станции Иланская. Правда, через год его вернули в Тайшет – на аналогичную должность. И давай он с присущей ему энергией разбираться. Через месяц все разрулил, отменил некоторые ограничения, и работа пошла.
– Мне ревизоры не раз говорили: Михалыч, тебя посадят! А я все равно делал своё дело.
Когда ещё Владимир Михайлович выполнял обязанности дежурного по станции, началось строительство туннеля под железной дорогой. В этом вопросе большую роль сыграл напористый и авторитетный Геннадий Матвеевич Фадеев, будущий министр путей сообщения страны.
– Это был очень сложный участок пути. Город буквально лихорадило, переезд постоянно занят, поезда круглосуточно курсировали на запад-восток. Маневры туда-сюда. И тогда приняли решение построить путепровод. Выкопать оказалось проще, хотя это тоже очень трудоемкая работа. Куда сложнее было переложить все коммуникации, ведь каждый проводок что-то значит. Трудились день и ночь.
Начальником станции он проработал восемь лет. Руководить таким сложным организмом, как железная дорога, коллективом в 900 человек, грамотно координировать их действия, — тут, конечно, надо обладать твердым, стойким характером.
Все, кто знает и помнит Владимира Михайловича, в один голос утверждают: он был строгим руководителем, порой даже жестким, напряженный ритм работы того требовал. Ночные проверки часто устраивал, мог рано утром прийти. С прогульщиками, любителями выпить, лодырями не церемонился. Но никогда не принимал скоропалительных решений.
– Только когда сам увижу, разберусь, тогда делаю соответствующие выводы. Я не был кабинетным начальником, не любил в конторе сидеть. Вживую нравилось работать.
И снимал, и выговоры объявлял, и премии лишал. Но никто ни разу никуда не пожаловался.
Когда он уже работал начальником станции, сел на электричку и поехал к матери. В тамбур вышел покурить (тогда законы ещё позволяли это делать). Заходят двое, смотрит, что-то знакомые. Вспомнил, башмачники, сорвиголова. Наказывал, наказывал, а потом уволил.
«Теперь мы с тобой разберемся, как ты с нами». И вытаскивают нож. Через пару-тройку секунд миролюбиво: «Да это мы так, пошутили».
Обнимают: «Спасибо, вы нас жизни научили».
Ушёл на пенсию в 1998 году. Последняя его должность – заместитель начальника отделения железной дороги. Сорок три года на одном предприятии. Почетный железнодорожник, награжден орденом «Знак Почета».
Говорит: «Как разительно меняется жизнь, какие большие изменения происходят на железной дороге: техническое перевооружение и реорганизация управления, реконструкция, модернизация, на помощь приходит автоматика».
Мы сидим в красном уголке новой конторы станции Тайшет, и воспоминания греют его душу. С трепетной любовью рассказывает о матери. Оба сына, и Владимир, и Евгений, крепко к ней были привязаны. Может отчасти из-за престарелой мамы и не принял Владимир Михайлович предложение начальника ВСЖД Геннадия Павловича Комарова о переводе в Иркутск.
Душевно рассказывает о своей жене Нине Александровне. Железная дорога их свела, познакомила, соединила. Она тогда работала в технической конторе. И шестьдесят лет вела их по жизни.
На стене — схемы станции четырёх направлений, и Владимир Михайлович начинает рассказывать о деталях её строительства в длину и ширину, как идёт реконструкция и расширение за счёт удлинения парков.
– Я заочно оканчивал Новосибирский институт железнодорожного транспорта, дипломную работу, кстати, писал по развитию станции Тайшет, и мой руководитель на этом защитил кандидатскую диссертацию.
Как давно это было! Как быстро бежит время! Как скоротечна жизнь! Но ведь наполнена она добрыми, полезными делами, а значит, прожита не зря!
Валентина КАЙНОВА, Бирюсинская новь