Руслан Сергеевич Быков, без малейших сомнений, — самый известный в Тайшете сотрудник ГИБДД. И его лицо совершенно точно знакомо каждому местному автомобилисту. Коллеги над ним порой подтрунивают: «Наш Руслан уже 33 года работает в ГАИ и собирается служить ещё столько же». Сам он к таким шуткам относится со снисходительной улыбкой, но, однако, признаёт очевидный факт: у него сослуживцев с таким стажем в Госавтоинспекции точно нет. Да и во всём Тайшетском отделе полиции таких ещё надо поискать.
Он родился в Тайшете 25 августа 1969 года. Окончил школу №14. Два года служил в танковых войсках в Монгольской народной республике. А после демобилизации в течение года работал водителем в тресте «Востоксибэлектромонтаж».
В милицию его привела чистая случайность. Сосед, который трудился в правоохранительных органах, однажды поинтересовался: «Руслан, а ты не хочешь к нам на работу? В отдел как раз требуется водитель!»
Его сразу определили в Госавтоинспекцию. Было это в начале 1991 года – ещё во времена СССР. И молодой сотрудник был своему трудоустройству очень рад: в ГАИ работать престижно, красивая форма, новенькая жёлтенькая патрульная машина «Канарейка»…
Так и прикипел душой. И за три с лишним десятилетия ни разу не закралась мысль о том, чтобы перейти в другую службу.
В колоссальной практике Руслана Сергеевича было всё, включая погони и стрельбы – прямо как в кино. И, конечно, на всю жизнь он запомнил случай, когда впервые пришлось применить оружие.
Дело было ещё в лихие девяностые. С улицы Ленина от жилого дома угнали автомобиль ВАЗ-2106, в связи с чем дежурная часть Тайшетского ГОВД объявила план «Перехват». Вскоре коллеги из уголовного розыска на одной из улиц заприметили этот автомобиль, пустились за ним в погоню, но безуспешно. Тогда к процессу подключились сотрудники ГАИ — на более шустрой машине.
Угонщик устремился в сторону села Шелехово, и в двух десятках километрах от Тайшета Руслан открыл по машине огонь. Потратил всю обойму, а остановился «Жигулёнок» только после того, как у него были прострелены все четыре колеса. Преступника тут же под белы рученьки препроводили в отдел милиции.
— Руслан Сергеевич, Тайшет – город маленький, в котором все друг друга знают. У вас явно бывали случаи, когда нарушитель за рулём оказывался другом детства, одноклассником, хорошим знакомым…
— У меня были хорошие учителя. В их числе нынешний начальник линейного отдела полиции Сергей Николаевич Лысенко. Он в своё время, когда я ещё стажировался в ГАИ, учил меня: «Руслан, у каждого есть друзья, есть знакомые, есть хорошие знакомые… И каждый из них занимается своим делом. А ты своё дело, свою работу должен выполнять добросовестно, невзирая на лица, чтобы потом не пришлось краснеть». Этим принципом я и руководствуюсь.
Предположим, случилось ДТП. И в таких ситуациях всегда затрагивается материальная сторона. Естественно, подходишь к расследованию случившегося и его причин предельно объективно, даже если участником происшествия является твой родственник.
— Существует устойчивое мнение о том, что гаишники за версту чувствуют нарушителей. Это действительно так?
— Конечно. Глаз намётан, плюс многолетний опыт. Нарушитель всегда выдаёт себя внешним видом, какими-то лишними движениями, внезапной суетой. То ремень начинает поправлять, то что-то шепчет пассажиру. Если детей перевозит без кресел, сразу видно: шикнул им, они сзади и попадали на пол.
Если человек ничего не нарушает, он и ведёт себя так, что просто не привлекает внимания инспектора.
Зато Быков опровергает расхожий миф о том, что гаишники знают все машины в городе наперечёт. Да, ещё лет 20 назад, когда транспорта было в разы меньше, инспекторы действительно знали и понимали, кто управляет машиной и даже куда она едет. А сегодня вокруг нас несколько десятков тысяч автомобилей и, естественно, запомнить каждый просто невозможно.
Вместе с колоссальным ростом числа транспорта существенно изменилась и обстановка на дорогах. Естественно, не в лучшую сторону. Мало того, что уличная дорожная сеть ни в коей мере не отвечает реальным потребностям города, так ещё и поведение водителей, выражаясь предельно корректно, оставляет желать лучшего.
— Культура вождения в Тайшете действительно отвратительная, — говорит собеседник. — Я нередко с семьёй выезжаю в Красноярск и имею возможность объективно сравнить. Там водители гораздо воспитаннее и доброжелательнее.
Примеры могу приводить до бесконечности. Возьмём ту же нашу улицу Гагарина, которая очень загружена автомобильным транспортом. Там множество торговых точек, парковка возле которых не запрещена. Но по факту вереница автомобилей, скапливающихся на обочине, создаёт серьёзные затруднения для беспрепятственного движения транспорта. И, конечно, оказывает влияние на аварийность в целом.
Я уверен, что гораздо правильнее и безопаснее припарковаться, грубо говоря, за ближайшим углом, и пешочком проследовать 200 метров до интересующего вас магазина.
Ещё одна настоящая беда связана со стремлением наших водителей проезжать перекрёстки исключительно по диагонали. Автомобилисты обязаны выполнить манёвр, строго придерживаясь своей полосы, не допуская выезда на встречную. Но тайшетцы всенепременно едут через встречку, а уже потом перестраиваются на свою полосу.
Что касается посадки и высадки из автомобиля, то здесь тоже всё не гладко. Ситуация очень простая: за секунду до того, как остановиться перед тобой на проезжей части, водитель включает правый поворотник и резко тормозит. И тут же из левой двери выходят пассажиры. Ты в это время, даже если следуешь на чрезвычайно низкой скорости, лихорадочно жмёшь на педаль тормоза, чтобы избежать беды.
Сигнал поворота во всех без исключения случаях необходимо включать заблаговременно! И святая обязанность водителя предупредить намеревающихся высадиться пассажиров о том, что они рискуют оказаться под колёсами, потому что позади следует машина.
Пьянство за рулём Руслан Быков однозначно называет преступлением и уверен в необходимости принятия самых жёстких мер в отношении таких водителей. Эта проблема, по его словам, для Тайшета очень актуальна. И нередки случаи, когда в течение всего одного года автомобилисты попадаются в нетрезвом состоянии по два-три раза. Причём в подавляющем большинстве случаев речь идёт о людях среднего достатка и ниже среднего, для которых штраф в 30 000 рублей вряд ли является незначительным.
Ну а лишение водительского удостоверения мало кого останавливает от дальнейшего управления автомобилем. Когда сотрудники ГИБДД начинают разбираться в том, как человек без прав оказался за рулём, звучат весьма убедительные отговорки: нужно было ребёнка из садика забрать, бабушку в больницу отвезти…
— Скажите, оказывает ли влияние на обстановку в целом состояние дорожного полотна?
— Конечно, убитые дороги влияют на аварийность, качество вождения и поведение автомобилистов. В Тайшете эта беда носит изматывающий характер. И решение проблемы находится в компетенции владельцев дорог. Вот какие улицы у нас в городе ремонтировали прямо километрами?
— Сибирскую, Пролетарскую, кусок Партизанской…
— Это только в нынешнем году. А раньше? Не было комплексного подхода к дорогам и их содержанию. А полюбившийся всем ремонт струйно-инъекционным методом – это несерьёзно, это только для очень незначительных выбоин, но не для ям глубиной в десять сантиметров.
Необходимо предпринимать и превентивные меры. Появилась на дороге трещинка – нужно, не откладывая дело в долгий ящик, её обработать, чтобы вода не попала в неё и не замёрзла. Ну а если проморгали, то образовавшийся в асфальте лёд обязательно разрушит дорожное полотно.
— Всегда ли причиной ДТП является нарушение правил дорожного движения?
— Конечно. Часто инспекторам приходится слышать: «Да я только на секунду отвлёкся!..» Если ты сел за руль транспортного средства, которое по умолчанию является источником повышенной опасности, не можешь отвлечься даже на одно мгновение. Ни на пассажира, ни на телефон, ни на приборную панель. Смотри на дорогу!
Пешеходы тоже далеко не всегда ведут себя правильно, а ведь и у них есть масса обязанностей.
Категорически запрещено переходить дорогу там, где вздумается. Пересекать проезжую часть допустимо только по пешеходному переходу либо по линии тротуара. И даже в самой, казалось бы, очевидной ситуации необходимо убедиться в отсутствии автомобилей на проезжей части или в том, что они действительно готовы тебя пропустить. Выныривать на дорогу из темноты или резко появляться на проезжей части, даже если на ней есть «зебра», категорически неприемлемо. Отвлекитесь от телефона, уберите наушники, снимите капюшон! Это ведь вопрос жизни и смерти!
И вопрос «Перебегу или не перебегу?» перед пешеходом вообще не должен стоять. А если не успел, кто виноват? — Мотоциклист, который сбил меня. А почему мотоциклист?! Вы сами что-то предприняли для своей безопасности?
Естественно, в каждом таком случае мы разбираемся предельно тщательно. Всё начинается с подробной схемы ДТП с конкретными цифрами. А математика – наука точная, и с ней не поспоришь.
Конечно, самыми неудачными в плане дорожной обстановки являются пятница, суббота и воскресенье. И часы пик в будние дни.
— Нередко автомобилисты бравируют своим громадным стажем вождения, который исчисляется многими годами. А всё-таки в чём правильнее измерять водительский стаж – в годах или в километрах?
— Конечно, в километрах. Вот случай из моей жизни. Младшая сестра отучилась в автошколе, без запинки сдала госэкзамены и получила водительское удостоверение. Уже закончился десятилетний срок его действия, но за руль она так ни разу и не села. Получила новые права взамен просроченных, а вскоре купила машину. Юридически за её спиной вроде как стаж вождения в 10 лет, а фактический пробег – нулевой.
Кто-то за сутки успевает съездить до Иркутска и обратно и намотать 1500 километров, а кому-то нужно полгода, чтобы пробежать это расстояние.
— Что бы вы хотели сказать тайшетским водителям?
— Соблюдайте строжайше правила дорожного движения. Уважайте друг друга. Относитесь снисходительнее к пешеходам! Берегите себя и своих близких!
Андрей ЛАХОВСКИЙ, «Бирюсинская новь»