Сергей Юрьевич Тен — первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям. Его работа в парламенте всегда, так или иначе связана с решением проблем дорожной отрасли. Сегодня Сергей Тен – федеральный координатор партийного проекта Единой Росси «Безопасные дороги».
В какой степени общественный контроль влияет на принятие решений исполнительной власти, как меняется отношение людей к отрасли в целом, — об этом наш разговор сегодня, ведь несмотря на все усилия и заметные положительные изменения, социология показывает, что дорожные вопросы по-прежнему в перовой пятерке проблемных тем.
— Дороги в России становятся лучше?
— Изменения в сторону улучшения дорожной инфраструктуры, конечно, есть, однако, оно неравномерное. У нас большая страна. Если федеральная сеть – это порядка 66 тыс км, сегодня на 70 % соответствует нормативному состоянию, то региональная и местная сеть, а это уже 1,6 млн км, только на 53%. Тут существенный недоремонт, который копился десятилетиями. Сейчас основная задача — привести в нормативное состояние опорные дороги и дороги в опорных населенных пунктах, таких по стране — 2160. В приоритете дороги городских агломераций в субъектах.
Конечно, дорога должна быть не только ровной, но главное – безопасной. Поэтому сейчас в любом проекте реконструкции, капитального ремонта или просто ремонта, обязательно учитывают мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. При этом техническими средства нельзя решить проблему полностью – барьерное ограждение, разделение встречных потоков, где это возможно, светофоры, наружное освещение — это только инструменты снижения смертности и травматизма. Более чем на 90% безопасность дорожного движения — это человеческий фактор, где от поведения водителя, пешехода и даже пассажира зависит многое. Вот этим и занимается наш партийный проект – популяризацией знаний правил дорожного движения с одной стороны, с другой – качеством и культурой проведения работ, законодательным регулированием отрасли.
— В ноябре 2024 года ЕР запустила новый проект “ДОМ-ШКОЛА-ДОМ”. Его задача сократить число небезопасных участков около школ, садиков и других учреждений образования. Расскажите подробнее?
— Наш проект «ДОМ – ШКОЛА-ДОМ» в рамках федерального партийного проекта «Безопасные дороги» рассчитан на два года (начало проекта осень 2024 года). По его завершению, в соответствие с нормативными требованиями, должны быть приведены в порядок не менее 50% проблемных участков в близи школ и общеобразовательных учреждений.
Проект проходит в несколько этапов. На первом – мы аккумулировали информацию с мест. Смотрели светофорное регулирование, пешеходные переходы, барьерное ограждение и освещение, возможности парковочных мест и так далее. На втором этапе – определяем перечень наиболее проблемных мест. Третий и последующие этапы – приведение в нормативное состояние, совместно с региональными и муниципальными органами власти, ГИБДД, общественными организациями и рабочими группами проекта выделенных участков.
— Как идет обновление партийного проекта: участвуют ли жители наряду с ГИБДД, партией в выборе объектов для ремонта, совершенствования сети дорог?
— Новым пунктом в паспорте партийного проекта «Безопасные дороги» стали показатели взаимодействия с населением. И это не случайно. У людей есть потребность менять жизнь вокруг себя к лучшему, деятельно участвовать в этих переменах. Главное, на мой взгляд, добиваться результата. Посмотрите, на первом этапе федерального партийного проекта «ДОМ-ШКОЛА-ДОМ» приняло участие 752 тысячи человек, фактически из всех регионов России. Уверен, что каждый третий из них станет нашим помощником на местах, потому что в вопросах повышения безопасности дорожного движения нет сторонних наблюдателей.
— ЕР берет на себя обязательства по надзору за ремонтом и строительством дорог. Изменилось ли за время реализации партпроекта (нацпроекта по безопасным дорогам, реализацию которого партия тоже контролировала) качество ремонта и строительства, технологии, подход подрядчиков?
— Вообще, все, что касается дорог регионов – это командная работа. И когда она идет слажено на всех уровнях исполнительной и законодательной власти, получается хороший результат. Конечно, изменения есть, они заметны и для профессионалов, и для наших жителей – пользователей дорог. В рамках партийного проекта мы провели серьезную работу по тиражированию лучших практик реализации БКД, настаивали на том, что необходимо не только переложить асфальт, но подходить к делу комплексно, с учетом вопросов безопасности дорожного движения, добивались присутствия строительного контроля на всех этапах работ, неукоснительного соблюдения культуры производства – это не только комфорт, но и безопасность. Очень помогают в нашей работе опросы граждан на тему повышения безопасности дорожного движения, что дает возможность формировать народный рейтинг опасных пешеходных переходов и перекрестков в субъектах с последующей работой по повышению их безопасности.
Фактически, все законодательные инициативы, которые появляются и принимаются федеральным парламентом по инициативе нашего партийного проекта – это итог общественного обсуждения.
Сегодня наиболее актуальные — это принятие в рамках партпроекта законов о наведении порядка с эксплуатацией самокатов и других СИМов, о подготовке профессиональных кадров, о сохранности и развитии автодорог и т.д. Продолжаем мониторинг аварийно-опасных участков с устранением очагов аварийности, проведение контрольных проверок строительных и ремонтных работ в рамках национального проекта.
— Ранее довольно часты были случаи, когда только что отремонтированную дорогу через месяц вскрывали для устранения коммунальных аварий. И тогда встал вопрос о комплексном подходе – капремонт дороги/капремонт коммунальных сетей. Удается ли придерживаться этого правила? Как-то может влиять на то, чтобы работа велась именно в такой связке?
— Много езжу по стране, есть разные случаи, и ведомственная несогласованность еще встречается. Но, все чаще капитальные ремонты идут в комплексе с переустройством коммунальных сетей, сетей связи, трамвайных путей и освещения. Сейчас все регулируется на уровне заказчика, создаются проектные офисы – это эффективный механизм, который отлично зарекомендовал себя в строительной отрасли.
Конечно, мы на всех встречах с органами исполнительной и законодательной власти в субъектах, обязательно проводим разбор спорных ситуаций, делимся своими знаниями и опытом. Знаете, как говорят, вода камень точит. Результат есть, и это главное. Думаю, вы тоже, как пешеход или автолюбитель это замечаете.
— В России наблюдается заметный прорыв по федеральным трассам и по дорогам в областных центрах. Учитывает ли партпроект в своей работе дороги в небольших населенных пунктах, во многих из которых вообще никогда не видели асфальта, а если он и был положен, то давно сошел?
Вы правы, завершился национальный проект БКД и программы, которые работали в его рамках. На смену приходят новые цели и задачи и новые национальные проекты «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система». Главное в них — комфорт и безопасная среда для людей. Повторюсь, Россия – большая страна. И дорожная сеть везде – разная. Сложнее в Сибири и на Дальнем Востоке.
К 2030 году доля федеральных дорог, соответствующих нормативным требованиям, должна составить не менее 85%. Опорной сети автомобильных дорог в нормативе — 85%, дорог регионального или межмуниципального значения — не менее 60%. В регионах существенную часть региональных дорожных фондов направляется на поддержку дорог местного значения — районных центров и муниципальных образований. В каждом субъекте подходы разные.
К примеру, в моей родной Иркутской области реализованы механизмы выделения субсидий отдельно на крупные населенные пункты с численность более 6 тыс человек и районный центры, а также муниципальным районам, что позволяет муниципальным властям планировать свою дорожную деятельность до 5 лет вперед. Основным критерием выделения средств стала численность населения, применяется повышающий коэффициент для северных территорий.
Как вы, наверное, знаете, в майском Указе Президента России Владимира Путина установлены новые цели по снижению смертности в ДТП. До 2030 года в 1,5 раза, к 2036 году – в 2 раза к уровню 2023 года. Мы в рамках проекта «Безопасные дороги» также актуализируем свои цели и задачи, но главное остается — безопасность дорожного движения и снижение смертности и травматизма на дорогах.
— Госдума приняла ряд законов по ужесточению ответственности за нарушение ПДД. Насколько эффективны именно такие меры? Действительно ли большие штрафы дисциплинируют водителей?
— Как показывает практика – эффективны. Более того, согласно нашим опросам, люди за увеличение на дорогах камер видеофиксации и за ужесточение наказаний нарушителей. Законодательство в части ответственности за нарушение правил дорожного движения в России самое гуманное в мире: тут и маленькие штрафы, и не штрафуемый порог в 20 км/час, ни в одной стране мира нет таких условий. Наша главная задача -снизить количество погибших, а для этого нужны комплексные меры. Другое дело, что все эти меры должны быть в рамках закона, а решение об установление знаков, камер и так далее – обоснованными.
— Сейчас в Госдуме обсуждается предложение о сдаче экзамена на получение водительского удостоверения экстерном – без обучения в автошколе, но после 30 часов практических занятий с инструктором. Как вы относитесь к этой инициативе?
Данную инициативу не поддерживаю. На мой взгляд, большая проблема сегодня — низкое качество подготовки водителей. И отказ от обучения в автошколе, не лучший способ решения данной проблемы. Причин много — нехватка преподавателей, профессиональных инструкторов, а главная из них — постановка цели. Давайте будем честны, большинство идут в автошколы с целью получить права, а не за знанием правил дорожного движения и получения навыков безаварийного вождения.
Нужно совершенствовать систему, менять подходы по подготовке водителей и методы контроля полученных знаний и навыков. Возвращать и развивать юношеские автошколы. Сегодня есть современные тренажеры и симуляторы, технологии виртуальной и дополненной реальности, которые необходимо внедрять и активно осваивать. Более 100 тыс. водителей не хватает сейчас в отраслях экономики. Прежде всего, водителей автобусов и грузовых машин. Поэтому данный вопрос также в зоне внимания партийного проекта. От того, кто выезжает на дороги нашей страны напрямую зависит безопасность дорожного движения.
Москва является, пожалуй, лидером по видеоконтролю за дорогами. Как вы относитесь к тому, чтобы максимально распространить видеофиксацию в населенных пунктах, на загородных дорогах? Есть ли какие-то конкретные планы на этот счет?
Сегодня фотофиксация нарушений активно развивается по всей стране и не только в Москве. Стоит отметить, что видео контроль и фотофиксация — это разные вещи. Видеокамеры – помощники, которые определяют проблемные участки транспортных потоков, содержание автодороги, обеспечивают приоритет движения общественного транспорта и помогают регулировать фазы светофоров в городах. Размещение комплексов фотофиксации — это фиксация нарушений. Сегодня их установка жестко регламентируется.
Прежде всего это наиболее опасные участки автомобильных дорог и улично-дорожной сети. С учетом дефицита и сокращения сотрудников Госавтоинспекции на дорогах страны и ежегодного увеличения количества транспорта, процесс и дальше будет развиваться. Водитель должен чувствовать неизбежность наказания за нарушение правил дорожного движения.
Что касается планов, то каждый регион сам определяет необходимое количество и виды средств фотофиксации. Они могут быть стационарные, передвижные, мобильные. Так или иначе, главное — не допустить нарушений, а не оштрафовать. Лучшая камера — которая не фиксирует нарушений.