В России начинается новый виток борьбы с таксистами-нелегалами. Весной Госдума намерена принять закон, ужесточающий наказание к ним от штрафа в размере 30 000 рублей до лишения прав. Парадоксально, но в Тайшете нелегально работают даже легальные службы такси.
Владелец одной из таких служб, имя которого по понятным причинам мы оставим за кадром, комментируя агентству «Тайшет24» законотворческую затею федералов, сначала разоблачился сам, а потом взялся разоблачать других.
Несмотря на то, что принадлежащая ему фирма официально зарегистрирована, имеет соответствующую лицензию, юридический адрес и отвечает многочисленным прочим требованиям законодательства, свою деятельность она, тем не менее, осуществляет полулегально.
Разберём вопрос на атомы.
Во-первых, каждый водитель службы такси обязан пройти предрейсовый и послерейсовый медосмотр. Врач должен убедиться в первую очередь в том, что водитель не пьян, не с похмелья и не под наркотой. Разумеется, держать круглосуточно при себе медицинского работника фирма не может по понятным экономическим причинам.
По тем же причинам при автопредприятии нет собственного механика, который перед выходом машины в «бой» должен осмотреть её и оценить на предмет способности оказывать безопасные услуги. Поэтому наряду с более или менее приличными иномарками на линию зачастую выходят дребезжащие «Жигули» времён правления Брежнева, которые готовы развалиться, не доезжая до ближайшего перекрёстка.
На самом деле выход таксиста на работу в означенной службе происходит по предельно упрощённой схеме. Валяется он дома на диване, отлёживает бока, а в какой-то момент лениво протягивает руку к мобильнику, открывает специальную программку и обнаруживает, что в настоящий момент на линии всего-то с десяток машин. Это значит, что шанс заработать есть.
И безо всяких медицинских и технических осмотров человек садится за руль собственной машины и ждёт заказа, который поступает всё через тот же мобильник (или планшет), всё через ту же программку.
И в этом контексте можно наблюдать ещё как минимум два нарушения: отсутствие шашечек на крыше авто и опознавательных знаков такси на бортах машины. Обусловлено это, понятное дело, тем, что водители работают на личных автомобилях, и украшать их всяческими наклейками желания ни у одного из них не возникает.
— Несколько лет назад я покупал машины, мы их оклеивали соответствующим образом, нанимали водителей и работали на полном серьёзе, — рассказывает владелец службы такси. — Но беда в том, что буквально за полгода их просто угробили, превратили в хлам. Потому что не своё — не жалко. Потом эти машины мы просто в пункт приёма металлолома утащили и сдали. То есть чтобы мне начать работать полностью легально, нужно обеспечить фирму соответствующим автопарком. А потом ещё и обновлять его каждые полгода! Где ж я такие деньги-то возьму?! Да мне проще закрыть службу, сесть за руль своей машины и вместе с нелегалами припарковаться на привокзальной площади.
И действительно. Что касается нелегалов, оккупировавших тайшетский железнодорожный вокзал и автопарковку близ остановки «Стройучасток» по улице Суворова, то им и в самом деле жить проще. Ну хотя бы потому, что к ним никто не предъявляет совершенно никаких требований: ни по поводу лицензий, ни по поводу мед- техосмотров, ни по поводу уплаты налогов. Да и как предъявить? Сначала нужно доказать, что конкретный автомобиль незаконно занимается частным извозом. Сделать это непросто: любой нелегал представителю какой-нибудь проверяющей службы всегда готов с честными глазами заявить, что, мол, не таксует он, а просто припарковался, чтобы по телефону поговорить (или выкурить сигарету, потому что на дорогах нынче неспокойно).
Но, с другой стороны, совершенно очевидно то, что стоит только тем же полицейским проявить волю и взяться за тайшетских «бомбил», как за какую-нибудь неделю они смогут возбудить минимум несколько десятков уголовных дел по фактам незаконного предпринимательства.
Но почему-то правоохранители закрывают глаза на творящийся под носом бардак. А тайшетцы продолжают рисковать своими жизнями, пользуясь услугами таких «таксёров».
Пока же федеральная Дума готовится принять новый закон о такси. Положений в нём прописано чрезвычайно много. Бросается в глаза одно из ключевых: тех, кто официально не зарегистрирован как такси, будут штрафовать на 30 000 рублей, когда те попадутся в первый раз. При повторном же «залёте» им грозит лишение прав.
Но почему-то есть устойчивое ощущение того, что в отдельно взятом Тайшете это положение будет работать только в одном из трёх случаев: или когда жареный петух клюнет, или когда рак на горе свистнет, или после дождичка в четверг.
Фото из архива ИА «Тайшет24».
Андрей Лаховский