Site icon Тайшет24

Такси в Тайшете: местное проклятье и полная анархия

По Тайшету сегодня колесит не меньше десяти тысяч личных автомобилей. Ещё у нас есть общественный транспорт, который хоть и работает через пень-колоду, но работает. Вместе с этим спрос на услуги такси остаётся невероятно высоким. Правда, особой доступностью наш сервис не отличается. В социальных сетях тайшетцы постоянно негодуют по тому поводу, что вызовы обслуживаются очень долго, а с предварительными заказами ситуация обстоит ещё хуже.

Что происходит со службами такси в Тайшете? Почему водители терпеть не могут принимать заявки из «старого города», но обожают дальние поездки? Что им нравится и не нравится в пассажирах?

Об изнанке работы такси мы поговорили с одним из тайшетцев, который в сфере пассажироперевозок работает уже 18 лет.

Убитые дороги, свободный график и никаких медосмотров

В такси наш собеседник — назовём его Александром — трудится с 2005 года. Прийти в сферу услуг его заставила жизнь: он как раз потерял работу, а вот аппетит как хорошим был, так и остался.

— Сел за руль своей старенькой «Калдины» и приехал в службу «Дилижанс». Показал водительское удостоверение и паспорт, получил рацию, позывной и вышел на линию, — вспоминает он.

Мобильная связь в Тайшете появилась тремя годами ранее, но в ту пору она всё ещё оставалась достаточно дорогим удовольствием для избранных. О мессенджерах, а тем более о каких-то специализированных приложениях речи и вовсе не было. Потому таксисты принимали от диспетчера заказы по рации.

Как разместить рекламу на этом сайте

Смену отработал – часть выручки вместе с этим средством связи отдал на базу.

— Естественно, технический прогресс сыграл свою колоссальную роль, — рассуждает Александр. – Сейчас заказы мы принимаем через специальное приложение для таксистов. Ну и в остальных вопросах приложение является главным средством коммуникации с диспетчером. В каждом смартфоне установлены навигаторы, которые помогают найти нужный адрес начинающим таксистам или тем, кто просто плохо знает город.

А тогда, в начале 2000-х, одним из главных требований к соискателям работы в такси было знание города. Наш собеседник вспоминает, как несколько дней ездил по городу и рисовал свою собственную карту Тайшета: какая улица за какой следует, с какого номера дома начинается тот или иной квартал или переулок. Само собой, сегодня любой адрес в Тайшете он найдёт самой тёмной ночью с закрытыми глазами.

Впрочем, в части требований к будущим таксистам произошло ещё одно существенное изменение: если раньше минимальный водительский стаж должен был составлять три года, то сегодня на эти нюансы просто закрывают глаза. Ну а главная причина в том, что таксисты в Тайшете сейчас на вес золота. И этому тоже есть причины.

Убитые городские дороги, высокие цены на бензин, дороговизна автозапчастей – всё это заметно поубавило пыл желающих повозить на своей машине пассажиров по Тайшету.

— С одной стороны, извозчиков у нас в городе хватает – таксует чуть ли не каждый второй, — рассуждает собеседник. – Но они, если можно так выразиться, свободные художники. Вот представьте: сижу я дома, попиваю чаёк, смотрю футбол. Надоело. Завёл машину, зашёл в приложение, посыпались заказы. Покатался пару часов, заработал на бензин и сигареты, поехал домой. Никому ничего не должен и ничем не обязан.

И здесь тоже есть крайне интересный момент. Согласно закону, любой пассажироперевозчик – будь то водитель маршрутки или таксист – перед выходом на линию обязан пройти медосмотр. В нашей таёжной глуши это требование, естественно, никто не соблюдает. И горожане передвигаются на такси на свой страх и риск: ведь никто не знает – с похмелья этот водитель или травки покурил полчаса назад…

Заказы в старый город: далеко и невыгодно

И другой парадокс, который объясняет, почему на ожидание такси в Тайшете может уйти от получаса до вечности. Дело в том, что любой водитель – действительно свободный человек в свободной стране. И никто не может его обязать взять тот или иной заказ.

— Я, например, вообще не беру заказы в «старый город» или в обратном направлении, — категорично заявляет Александр. – Вот давайте посчитаем. На поездке на улицу Гастелло я, например, заработаю 150 рублей. В качестве комиссии диспетчерской службе отдам 15%, потрачу литр бензина и полчаса времени. Мне куда выгоднее в центральной части Тайшета поработать: за это время я выполню два заказа по 130 рублей с гораздо меньшими потерями.

Важно отметить, что в «старом городе» машин такси нет вообще никогда. Им просто невыгодно болтаться на какой-нибудь улице Чкалова и ждать погоды с моря. Заказы могут посыпаться как из рога изобилия или их может не быть часами. Тут не угадаешь.

Но не обходится и без маленьких хитростей. Постоянные клиенты, например, понимают, что на ту же Красноармейскую за ними никто специально не поедет, поэтому при оформлении заказа они сразу просят диспетчера обозначить, что готовы за поездку заплатить, например, 300 рублей. И когда в своём приложении таксисты видят эту цифру, они становятся гораздо более лояльными.

Впрочем, то же касается и «дальняков» — поездок на большие расстояния. Например, добраться из Тайшета до Красноярска стоит 11 000 рублей. Но случается такое, что никто из находящихся на линии таксистов не готов к такому путешествию. Например, по причине не особо благоприятной погоды. Тогда умный клиент накидывает сверху пару тысяч – и дело в шляпе.

Сами таксисты тоже не дураки и умеют заработать почти на ровном месте. К примеру, прилетает чёткий и конкретный заказ – доставить пассажира из пункта А в пункт Б. Цена вопроса 150 рублей. А в процессе человеку приспичит заехать ещё в два-три места. В итоге таксист берёт с него условные 400 рублей, но в программе фиксирует только 150! Ну зачем ему отдавать лишние проценты владельцу службы? А копейка, как известно, рубль бережёт.

По утверждению нашего собеседника, такая практика очень распространена и диспетчеры об этом осведомлены. Но закрывают глаза, потому что ругаться с водителями чревато последствиями – машин и так катастрофически не хватает.

«Грязные» 5000 в сутки и непутёвая «Планета»

Хорошим заработком для тайшетского извозчика считается 5-6 тысяч рублей в сутки. «Грязными». За вычетом топлива и процентов, отдаваемых службе, остаётся 3500 – 4000 рублей. Но чтобы достичь такого результата, нужно не лениться и хватать все заказы подряд. Для понимания: в Москве первопрестольной таксисты при таком же подходе зарабатывают чистыми тысяч по пять. Но не в сутки, а за день.

Невероятно часто жалуются тайшетцы и на отсутствие возможности сделать предварительный заказ такси. Связано это с тем, что диспетчеры не рискуют брать такие заявки, поскольку не уверены в том, что в нужный час на линии будут машины. Поэтому во избежание скандалов с пассажирами они предпочитают отказывать им.

Маршруты жителей города очевидны и понятны. Утром и вечером они ездят на работу и с работы, возят ребятишек в детские сады. По выходным дням совершают шопинг. Александр говорит, что в случае поездок по магазинам выгоднее заказать почасовое такси, которое стоит 600 рублей. Эта фиксированная сумма зачастую оказывается ниже той, которая набежит, если платить за каждый заезд и ожидание.

Но такая аренда машины действует только в черте города. Поэтому включить умного и проявить готовность оплатить почасово поездку, например, в Красноярск, конечно, не получится.

А ещё выходные отличаются от будней невероятным количеством нетрезвых пассажиров. Но наш собеседник, как ни странно, не упускает ни одной возможности поработать в такие дни.

— Клиентов много и поездки, как правило, короткие, что само по себе очень выгодно. Выпившие тайшетцы ведут себя в основном нормально. Конечно, иногда случаются разные фокусы, но за годы работы я научился договариваться с людьми. Если договориться не получается – просто высаживаю. Не один раз доходило до драки. Но это скорее исключение, чем правило.

Как оказалось, самой нелюбимой точкой для местных таксистов является ресторан «Планета». Туда они радостно отвезут кого угодно, а вот в обратном направлении поехать не заставишь. Потому что чуть ли не каждый первый случай сопровождается сюрпризами: то таксист, приехав в ресторан по вызову, не может дождаться пассажиров, то они, наоборот, слишком активны и толпой человек в семь пытаются запихаться в обычную легковую машину.

Но и здесь предусмотрена маленькая хитрость. Если вам потребуется уехать из «Планеты» посредь ночи, отойдите от этого злачного места на пару сотен шагов и вызовите такси на соответствующий соседний адрес.

Таксиста уволить невозможно

Александр рассказывает о том, что самой большой ошибкой пассажиров является их неправильное понимание самой сути работы такси.

— У нас люди очень заблуждаются, думая, что если они заказали машину, то автоматически получают пакет «Всё включено». Это далеко не так. Вы платите только за то, что едете. Музыка в салоне на ваш вкус и возможность покурить в моей машине в тариф точно не входит.

И это очень часто становится камнем преткновения во взаимоотношениях таксистов и пассажиров. Поэтому звучат угрозы: «Я позвоню вашему начальнику и вас уволят!»

— Вот совсем недавно был случай. Приехал по вызову, 15 минут прождал пассажиров у подъезда. В салон загрузились нетрезвые дамы. Вежливо поинтересовался: «Девушки, почему я из-за вас должен столько времени терять?» В ответ: «Ну мы же вам платим за ожидание!»

Потом пассажиры начинают сыпать обещаниями уволить меня. Приходится объяснять: «Меня невозможно уволить! Я сам себе хозяин! У меня нет начальников! Я купил заказ за 150 рублей, тебя увёз, проценты отдал в такси. Звони, кому хочешь. Своего начальника я в глаза ни разу в жизни не видел. Мне даже неинтересно, кто он такой!»

Или другой характерный эпизод. Садятся в салон четверо малолеток и с порога начинают: «Батя, давай заедем туда, а потом сюда…» Друг перед другом пальцы гнут. Эта шпана в самом страшном случае дня по три в ИВС посидела, но ведёт себя так, будто по 15 лет лагерей отмотала. Развезёшь их по домам, один в машине остаётся, и сразу превращается в нормального пацана, в молчаливого паиньку.

Люди разные. Кто-то вежливо просит включить музыку, кто-то разговор пытается завести. Если есть настроение — поговорю, нет – помолчу. Но в основном нормальные, понимающие люди ездят. И, выходя из машины, говорят: «Всего вам доброго, до свидания!».

Поэтому, несмотря на все сложности, хочу попросить: давайте уважать друг друга!

Андрей ЛАХОВСКИЙ, ИА Тайшет24

Извоз по беспределу

Без сомнений, такси – это визитная карточка любого города. В Тайшете контроль над этой сферой если и существует, то есть он только на бумаге. Доказательством тому может послужить тот факт, что у нас нет ни одной службы такси, которая вела бы свою деятельность в полном соответствии с требованиями закона. Владельцы контор-извозчиков и сами не скрывают: «Мы работаем полулегально».

Происходящее в этой сфере можно охарактеризовать одним ёмким словом «бардак». Состояние автомобилей, хамство водителей, несговорчивость диспетчеров – это только видимая верхушка айсберга. Налицо и такая проблема, как отсутствие медицинских осмотров перед выходом водителя на работу. Мраком покрыта ещё одна крайне серьёзная тема: а если автомобиль такси попадёт, не дай Бог, в ДТП, кто понесёт ответственность в случае причинения увечий пассажиру?

С 1 сентября 2023 года требования к деятельности служб такси в России ещё более ужесточились.

С этого времени все, кто хочет работать в такси, должны выбрать один из вариантов:

• работать по найму, заключив трудовой договор со службой такси
• зарегистрировать ИП
• стать самозанятым (но в этом случае всё равно должен быть договор с одной из служб заказа такси, так как, в отличие от ИП, он не может заниматься перевозками сам по себе).

У водителей должно быть разрешение на перевозку пассажиров. Для его получения понадобится пакет документов — медицинская справка об отсутствии противопоказаний для управления автомобилем, права категории «В» и водительский стаж от трёх лет, справка об отсутствии судимости за тяжкие преступления, выписка из реестра такси, для самозанятых — договор со службой заказа такси.

Кроме того, для получения разрешения необходимо пройти аттестацию. Водители должны знать, где расположены органы местного самоуправления, достопримечательности, медицинские и образовательные учреждения в населённом пункте, где будут работать.

Закон обязывает водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Он в разы дороже полиса для обычных автомобилистов. ИП и самозанятым нужно приобретать его самостоятельно. Цена вопроса, по имеющимся данным, от 60 000 рублей.

Новой закон подчёркивает, что все таксисты, как и прежде, обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой.

В салоне каждого без исключения автомобиля такси должны быть:

• информация о водителе и компании-перевозчике
• информация о разрешении на перевозку — его срок действия и номер
• контактный номер телефона для жалоб.

Соответствуют ли тайшетские такси этим правилам? Вопрос не требует ответа.