Точная дата появления в Тайшете аэропорта неизвестна, однако возник он ещё до Великой Отечественной войны. В 1937 году, когда решался вопрос о присвоении железнодорожному посёлку Тайшет статуса города, в докладной записке исполкома городского Совета депутатов трудящихся сказано, что в Тайшете есть «посадочная площадка для самолетов Гражданвоздухофлота».
А наш земляк, известный писатель Ямиль Мустафин рассказывал, что аэродром находился в районе современной улицы Горького – вблизи здания сегодняшнего военкомата и Дома культуры «Железнодорожник».
Сведений об основных задачах первого тайшетского аэропорта в довоенный период историки не нашли. А в 50-е годы прошлого века малая авиация использовалась в сельскохозяйственных целях и для борьбы с лесными пожарами.
Вопрос о строительстве нового аэродрома впервые был поставлен в марте 1959 года. Местные власти выделили земельный участок в 15 га на юго-восточной окраине города, в конце улицы Пушкина, по правую сторону от Серафимовского тракта между его 4 и 5 километром. Произошло это по просьбе Нижнеудинского авиаотряда Восточно-Сибирского транспортного управления Гражданского воздушного флота.
В апреле 1965 года решили отвести под аэродром уже 65 га земли. Спустя полгода площадь увеличили до 252 га.
В ноябре того же года в городе появился маршрут автобусного транспорта – «Автотранспортное предприятие – Аэропорт». Местная газета в то время уже размещала расписание полётов по районным авиалиниям.
Самолёты АН-2 и Як-12 летали из райцентра в Полинчет (через Шиткино и Шелаево), в Соляную, в Братск (через пос. Октябрьский Чунского района), в Нижнеудинск (через Алзамай и Костино), в Иркутск (через Нижнеудинск, Тулун и Зиму), в Красноярск (через Канск).
Самым протяжённым маршрутом над территорией Тайшетского района был до Полинчета. АН-2 преодолевал это расстояние с двумя промежуточными посадками за два часа (чистое время в воздухе составляло 1 час 15 минут).
Рейсы до региональных столиц — Красноярска и Иркутска — совершали нижнеудинские лётчики, а не тайшетские.
В 70-е годы аэропорт открыли в селе Черчет. Его начальник Михаил Готовко рассказывал:
«Полеты по местным авиалиниям таких самолетов, как АН-2, сильно зависели от погодных условий – сильный ветер, плохая видимость, дожди или снег мешали полетам. Авиапассажиры всегда были заложниками погоды. Иногда они целыми днями сидели в аэропорту в ожидании погоды, а её могло и не быть, полеты отменялись. Пассажиры вынуждены были искать иные способы добраться до места назначения».
В салоне самолётов, по словам Михаила Ивановича, постоянно стоял громкий рёв мотора. В зимнее время на борту было очень холодно. Пассажиры, однако, терпели эти неудобства из-за существенной экономии времени.
К тому же с Черчетом и Полинчетом не было ни автобусного, ни железнодорожного сообщения. Например, черчетцам приходилось ехать автобусом до села Тремино, а оставшиеся 18 километров преодолевать пешком. Этот путь занимал целый день. Самолётом же можно было добраться за час.
Помимо перевозки пассажиров, самолёты Тайшетского аэропорта доставляли грузы, почту, совершали вылеты к больным, охраняли леса от пожаров, обрабатывали поля и леса. Для детей во время каникул совершались экскурсионные полеты.
К 1985 году местные самолеты летали до Кондратьево, Шелаево, Черчета, Ново-Тремино, Соляной. Тогда планировалось реконструировать аэропорт и запустить до Иркутска, Братска и Красноярска новенькие Л-410.
Но к концу 80-х из-за увеличения себестоимости полётов количество рейсов стало стремительно сокращаться. Были закрыты маршруты до Шиткино, Квитка, Черчета, Трёмино и Братска. В начале 90-х пассажирские перевозки были вовсе прекращены. Самолеты совершали только полеты, связанные с охраной лесов и тушением пожаров.
В 2007 году Тайшетский аэропорт был окончательно преобразован в аэродром Иркутской базы авиационной охраны лесов.
При подготовке материала использована информация сайта taishetrn.ru