Одним из важнейших направлений деятельности Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте является предупреждение детского травматизма на объектах транспортной инфраструктуры.
Несмотря на значительный объем предупредительных мер, принятых транспортной полицией во взаимодействии с заинтересованными ведомствами субъектов системы профилактики и транспортными предприятиями, ситуация с травмированием детей в 2019 году складывается крайне тревожно.
За восемь месяцев 2019 года на территории Иркутской области зарегистрировано 10 фактов травмирования несовершеннолетних (за 2018 год -13). Пострадало 10 детей. На территории Тайшетского района такие факты не зарегистрированы.
Основными причинами травмирования детей по-прежнему остаются: ненадлежащий контроль за поведением подростков со стороны родителей, личная неосторожность детей и нарушение ими правил поведения на объектах железнодорожного транспорта, незанятость во внеурочное время.
Так, в августе 2019 года инспекторами ОДН Тайшетского ЛО МВД России на транспорте с территории четного предгорочного парка (П-2) 4516 км ВСЖД станции Тайшет были доставлены дети 6 и 7 лет. Ребята играли на железной дороге в подвижные игры, увидев движущиеся грузовые составы, стали цепляться за лестницу подъема на цистерне движущегося поезда. Благодаря слаженным действиям сотрудников РЖД и транспортной полиции дети изъяты с территории железной дороги. С детьми и их родителями проведена профилактическая беседа, в отношении законных представителей составлены административные протоколы по ст.5.35 КоАП РФ.
В целях предупреждения травмирования несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта нужно помнить меры безопасности:
— Чтобы избежать беды, не ослабляйте контроль за поведением своих детей, научите их правилам безопасного поведения, постарайтесь организовать досуг полезными занятиями. 60% пострадавших на железной дороге подростков бесцельно проводили время в зоне движения поездов.
Советуем соблюдать следующие меры безопасности:
1) переходите железнодорожные пути только в местах, безопасных для перехода, – по подземному туннелю, надземному мостику или по служебным и специальным переходам, где проложены шпалы или железобетонные плитки, в других местах не положено и опасно – ваша нога может быть зажата между рельсами в месте стрелочного автоматического перевода;
2) не используйте наушники и сотовые телефоны, снимайте капюшон куртки с головы, переходя железнодорожные пути;
3) на открытых перегонах, вне пределов станции: нельзя переходить и перебегать через них перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров; переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления;
4) находиться на крыше вагона, подножке или переходной площадке, особенно во время движения, крайне опасно;
5) не заходите за линию безопасности у края пассажирской платформы; не прыгайте с края платформы на железнодорожные пути; крайне опасны подвижные игры на платформе;
6) на станциях и перегонах нельзя подлезать под вагоны и перелезать через автосцепки для прохода через путь;
7) не подлезайте на опоры и специальные конструкции контактной сети и других сооружений; не приближайтесь к оборванным проводам;
8) не оставляйте на железнодорожных путях посторонние предметы.
В целях профилактики случаев травмирования граждан на объектах железнодорожного транспорта разработчиками Казанского регионального центра связи Горьковской железной дороги-филиала ОАО РЖД разработано мобильное приложение Safе Train (в переводе с англ. Безопасный поезд), которое оповещает пользователя о приближении к железной дороге ближе, чем на 70 метров вибрацией и звуковым сигналом, в том числе через внешний динамик или наушники.
При нахождении человека со смартфоном в зоне повышенной опасности (на расстоянии 50 метров от железнодорожного полотна) на устройстве блокируется проигрывание контента (музыка, фильмы и прочее), которое возобновляется только после ее покидания.
Приложение с помощью SMS — сообщений оповещает родителей о приближении ребенка к железной дороге, отключении приложения или служб геолокации, позволяет осуществлять родительский контроль местонахождения ребенка в режиме реального времени. История маршрута сохраняется в течение 30 дней и дает возможность анализировать маршрут ребенка, выявляя случаи пренебрежения специально оборудованными переходами, бесцельного нахождения вблизи объектов повышенной опасности.
Приложение оснащено красочными слайдами, которые иллюстрируют правила безопасного поведения на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД».
Пугающая статистика: В России на железной дороге в 2017 году пострадало 158 детей, в 2018 году — 141 ребенок. Каждый год в нашей стране на железной дороге погибает пять классов детей общеобразовательной школы.
Это не стихийное бедствие. И даже не война. Все причины гибели детей на железной дороге относятся к числу управляемых. То есть их можно было предупредить. С этим живут родители, горько жалея о том, чего нельзя изменить. С этим живут машинисты поездов, которые знают, что все делали по правилам, но все равно чувствуют себя виноватыми. Не живут только дети…
Юлия Кричко,
старший инспектор отделения по делам несовершеннолетних
Тайшетского ЛО МВД России на транспорте
майор полиции