Site icon Тайшет24

Тридцать девятый сентябрь

Сегодня в старой части города именно это двухэтажное кирпичное здание приятно выделяется на фоне однотипных строений. Цвет действительно необычный – насыщенно желтый, солнечный, лимонно — золотистый.

– Радостно, что, наконец, отремонтировали фасад нашей школы, и теперь она такая нарядная, яркая, праздничная.

Галина Владимировна Файзрахманова, преподаватель русского языка и литературы, 38 лет работает в первой школе. Почетный работник общего образования Российской Федерации, она сделала пять выпусков. Последний состоялся четыре года назад. Большая ответственность – быть классным руководителем: это совершенно особый вид учительской работы — ты и наставник, и помощник, и вторая мама, и зримый пример поведения в решении жизненных ситуаций. О ребятах последнего выпуска говорит восторженно и тепло.

– Я очень люблю этот класс, наверное, как в каждой семье с большей нежностью относятся к младшему ребенку, так и у меня получилось. Замечательные мальчишки, серьезные, самостоятельные, Серёжа Белькевич учится в магистратуре, Никита Заичкин окончил колледж, Антон Шпильченко после окончания университета работает на железной дороге, Алексей Крупский, отслужив в армии, пошёл в полицию, Андрей Мерзагитов ещё служит.

Девочки-молодцы, Таня Бояринова вообще выбрала себе не женскую профессию, учится в техническом вузе. Хорошие детки, с радостью вспоминаю.

– Какие они, нынешние подростки по сравнению, скажем, с ровесниками 20-летней давности?

Как разместить рекламу на этом сайте

– Они не хуже и не лучше, они просто другие, у них мозги по-другому устроены, они думают по-другому, у них другой взгляд на мир, они более предприимчивые, социализированные, не заморачиваются ни на двойках, ни на пятерках.

Они уверенные в себе, амбициозные, практичные, что, в общем-то, неплохо для дальнейшей жизни. А мы — люди старой закалки, поэтому нам в какой-то степени с ними сложнее, но всё равно интересно. Поэтому я «не какая-то там строгая тётя», которая дальше своего носа ничего не видит. Мы тоже у современных детей чему-то учимся.

Сегодня Галина Владимировна просто учитель-предметник, у неё два девятых класса и один седьмой.

Почему же много лет назад она выбрала педагогику? Жила она тогда в селе Шелехово, русский язык и литературу преподавала у них замечательная учительница Галина Сергеевна Кляус. Сейчас она, конечно, уже в статусе пенсионера (доброго ей здравия и нижайший поклон!)

– Именно она во многом повлияла на выбор профессии. Вспоминаю, как она умела с ребятами обращаться, всегда спокойная, уверенная в себе, с особым тактом и чувством юмора. Конечно, я старалась что-то перенять от неё, взять на вооружение в своей работе. Поняла, что не стоит зацикливаться на ребячьих шалостях, во все времена детям свойственно ошибаться, бедокурить. Главное, вовремя направить их в нужное русло, настроить на позитив.

В 1985 году Галина Владимировна, окончив Иркутский педагогический институт, по распределению приехала в Тайшет, и первая школа стала для неё единственным трудовым коллективом.

– От добра добра не ищут, – твердо придерживается мудрой пословицы моя собеседница, – для меня это родной дом, прикипела к нему, и другого мне не надо. У нас очень хороший коллектив, профессионализм и самоотдача характеризует коллег, взаимное доверие и уважение друг к другу.

Мы беседуем в классе, и она кивает в сторону Светланы Сергеевны Зуевой, которая тихо и сосредоточенно занимается своими делами, какими-то рабочими моментами.

– Она тоже «русачка», 15 лет работает в школе, толковый учитель, основные её качества – ответственность и огромное трудолюбие.

Думаю, услышать от педагога-ветерана такие слова в свой адрес дорогого стоит.

А начинала Галина Владимировна ещё при Александре Даниловиче Крупском. Его сменил Сергей Леонидович Необъявляющий, в своё время немало усилий приложивший к совершенствованию материально-технической базы учебного заведения, сплочение коллектива.

С нелегкой ответственной работой дольше всех, 28 лет, успешно справлялся Александр Васильевич Глушнев, уверенно держа штурвал школьного корабля. Демократичный, спокойный, тактичный, он прекрасно понимал нужды и проблемы педагогов, учебного заведения. На его долю выпали тяжелые девяностые годы, но он делал всё возможное, чтобы школа выглядела достойно, сохранил учительский коллектив.

Много сил и энергии отдал восстановлению и сохранению школьного музея. Пришло время уступить дорогу молодым, покинул родную школу, но не оставляет своё детище, музей, работает в тандеме с Татьяной Евгеньевной Зайцевой.

Пять лет назад школу возглавила Ольга Сергеевна Храпкова. На тот момент ей было тридцать пять лет, казалось бы, совсем юный возраст для такой высокой и трудной должности. Напористая, инициативная, предприимчивая в хорошем смысле слова, она доказала, что человек на своём месте, много успела сделать в плане оснащения кабинетов мебелью, компьютеризации классов, благоустройства территории. За эти годы стала совершенно своей, умеет потребовать, но, если необходимо, пойдёт человеку навстречу, поможет. И ученики с уважением относятся к молодому директору.

– Галина Владимировна, хотелось бы услышать ваше мнение, почему молодежь сейчас не тянется к книгам?

– Это веяние времени. Но категорически утверждать, что молодые люди вообще не читают, нельзя. Подростки интересуются произведениями современных писателей, часто зарубежных. Они слушают аудиокниги. Как-то при встрече во время разговора Сурен Хдрян признался, что то, что я задавала им к урокам литературы, он не читал, а слушал.

Я сама, когда чем-то занята, могу включить аудиокнигу, что-нибудь лёгкое, слушаю рассказы современных авторов. Но серьёзное произведение требует душевного труда, и погружаться в него, лучше держа книгу в руках, скользя взглядом по строкам.

Сейчас перечитываю роман Льва Толстого «Воскресение». Люблю перечитывать детские книги, скажу откровенно: совсем другое восприятие. А еще греет душу, что несколько воспитанников пошли по моей стезе.

Выпускница нашей школы Ирина Конохова, оканчивая педагогический колледж по специальности «учитель русского языка и литературы», проходила у нас преддипломную практику. Правда, не знаю, работает ли она по специальности.

А вот за Настю Пономарёву испытываю гордость, она выбрала нашу нелёгкую профессию. Три года подряд, будучи студенткой Иркутского университета, приезжала на практику к нам в школу, и я была у неё руководителем. Буквально на днях общались по телефону, волнуется, приступает к работе в гимназии, куда, чтобы попасть, пришлось обойти двух конкуренток. Желаю ей успехов.

– А как вы относитесь к недавно разгоревшемуся спору вокруг программы подготовки к ЕГЭ на будущий год, откуда исчезли произведения наших великих классиков Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя? Теперь «Капитанскую дочку» и «Горе от ума» выпускникам читать необязательно?

– Федеральный институт педагогический измерений (ФИПИ) в лице его директора Ольги Решетниковой заявил: «Вы, уважаемые учителя, неправильно нас поняли, неверно трактовали кодификатор (список произведений). Труды вышеназванных авторов перечислены в кодификаторе для ОГЭ. И знание произведений литературы первой половины девятнадцатого века выпускниками средней школы подразумевается как вещь очевидная, зачем же их в новый список включать».

То есть в кодификаторе Пушкин, Лермонтов, Гоголь не указаны, но их творения на ЕГЭ по литературе есть и будут наряду с произведениями более позднего периода, которые читают в 10–11-х классах.

– Галина Владимировна, скажите, чего, на ваш взгляд, нам всем сейчас не хватает?

– Доброты по отношению друг к другу. Грубости многовато, суетливости, желания растолкать всех локтями для достижения какой-то своей, даже самой крохотной цели. Иные молодые люди хотят всё и сразу, ищут лёгких путей, этого я принять не могу. Хотя многие понимают, что ничего даром не даётся, авторитет и благосостояние надо заслужить трудом и знаниями.

Валентина Кайнова, ИА Тайшет24