Аккумуляторная батарея (АКБ) является важным элементом конструкции дизельного генератора, отвечающим за автоматический запуск агрегата от электростартера. При постоянной эксплуатации оборудования батарея подзаряжается самостоятельно, однако в случае длительного простоя может потребоваться дополнительная подзарядка. В зависимости от комплектации зарядное устройство может входить в стоимость генератора или приобретается отдельно.
Основные разновидности аккумуляторов
АКБ различаются по ряду параметров: напряжению (так для запуска агрегата 60 кВт подойдет напряжение 12В, а дизель генератор 1500 кВт потребует уже 24В), емкости, габаритным размерам, весу и т.д. Кроме того, по своей конструкции и характеристикам устройства подразделяются на несколько типов, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками:
- Свинцово-кислотные – наиболее распространенный вид, основным элементом которого являются свинцовые пластины, размещенные в заполненных электролитом отсеках. Такие аккумуляторы отличаются низкой ценой, однако выдерживают не более 150 циклов подзарядки.
- EFB (Enhanced Flooded Battery) – усовершенствованный вариант классических свинцово-кислотных аккумуляторов, отличающийся большей толщиной свинцовых пластин, заключенных в оболочку из пропитанного электролитом микроволокна.
- Гелевые (GEL – Gel Electrolite) – конструкция и принцип работы аналогичны свинцово-кислотным, но электролит имеет консистенцию геля благодаря добавлению в состав двуокиси кремния. К преимуществам таких аккумуляторов относится безопасность, возможность размещения в любом положении, компактные размеры, высокая емкость при малых габаритах и долговечность (аккумулятор выдерживает в среднем около 500 циклов зарядки и разрядки). Также такие АКБ не требуют долива электролита, так как гелеобразное вещество практически не испаряется. Основным недостатком является загустевание геля при низких температурах.
- AGM (Absorbed Glass Mat) – в качестве наполнителя применяют пропитанную электролитом стеклоткань. Отличительными свойствами таких АКБ являются высокая скорость зарядки, безопасность и долговечность (средний срок эксплуатации составляет около 7-8 лет).
Несмотря на конструктивные особенности, периодическая проверка АКБ дизельного генератора является обязательной процедурой, гарантирующей бесперебойную работу агрегата.
Проверка состояния аккумулятора дизельного генератора
Для определения необходимости зарядки АКБ необходимо периодически, раз в 40-50 часов, проверять уровень заряда, а также выполнять другие процедуры:
- Регулярно контролировать уровень электролита в аккумуляторе при помощи специального уровня – кислотный раствор должен полностью покрывать пластины с запасом в 1-1,5 см. Недостаточное количество электролита может привести к повреждению пластин и, соответственно, снижению рабочего ресурса аккумулятора.
- При полном отсутствии сигнала зарядки нужно вручную проверить уровень заряда АКБ с помощью мультиметра.
Также нужно время от времени проводить визуальный осмотр устройства на предмет наличия окислов на контактах, потеков электролита на корпусе или загрязнений. Если после зарядки аккумулятора и устранения выявленных проблем (очистки контактов, удаления загрязнений и т.д.) работа аккумулятора так и не восстановилась, вполне возможно, что он полностью выработал свой ресурс и требуется покупка нового устройства.
Правила зарядки аккумуляторной батареи ДГУ
Зарядить частично разряженную аккумуляторную батарею можно при запуске генератора, а при полной разрядке – применяя зарядное устройство подходящей модели.
Используя зарядное устройство нужно придерживаться ряда правил: перед выполнением процедуры необходимо отсоединить аккумулятор от генератора, присоединяя зарядное устройство к клеммам соблюдать полярность, а после зарядки сначала отключить зарядное устройство от сети и только после этого АКБ от клемм. Соблюдение простейших правил способствует продлению срока службы устройства и является одним из обязательных условий бесперебойной работы генератора.